Оглавление
- 1 Обстоятельства для оформления акта списания
- 2 Как использовать акт о списании товаров ТОРГ-15
- 3 Для чего необходим акт списания на предприятии
- 4 Как составить акт ТОРГ-15: образец заполнения и правила
- 5 Алгоритм заполнения акта списания товаров
- 6 Налоговые нюансы при списании товара, бухгалтерские проводки
- 7 Ответы на распространенные вопросы
Обстоятельства для оформления акта списания
В организации , которая торгует продуктами питания могут возникать моменты при которых порченный товар нужно списать, важно четко установить вследствие чего произошла порча, ведь при различных факторах зависит учет налоговый и бухгалтерский.
Обстоятельства | Как учитывать |
В случае окончания срока годности или порчи в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией | Стоимость полностью относится к расходам, прочими будут расходы по окончанию срока годности, а к внереализационным отнесем порчи из –за ЧС |
Порча произошла по вине работника | В расходах отражается стоимость списанных продуктов, а в доходы необходимо включить ущерб, который заплатить работник |
Если товар испортился естественным образом, например, рассыпался, мышь прогрызла и т.д. | Тоже можно отнести к расходам, но в пределах норм естественной убыли |
Как использовать акт о списании товаров ТОРГ-15
При выявлении боя/лома или порчи товаров на складах, базах или в магазинах оформляется акт для отражения этого события.
Потери от уценки испорченных товаров обычно возмещаются за счет доходов виновного материально-ответственного лица. Если виновника такой ситуации найти не удалось, тогда потери списываются на внереализационные расходы компании.
О расходах, учитываемых как внереализационные, читайте в материале «Ст. 265 НК РФ: вопросы и ответы».
Для чего необходим акт списания на предприятии
Деятельность организации всегда связана с приобретением товаров, их оприходованием, перемещением и расходованием.
Так, например:
- Если ООО работает со строительными материалами и они систематически отпускаются по точкам на стройки , то оформляют лимитно – заборные карты. Они заполняются на месяц, в двух экземплярах, один остается на складе, а второй – у материально-ответственного лица в отделе или подразделении предприятия. В конце месяца карта передается бухгалтеру, чтобы оформить выбытие материалов.
- Если отгрузка материалов происходит едино разово, то необходимо оформить товарную накладную (ТОРГ-12). Так происходит отгрузка канцелярский принадлежностей, бензина и т.д.
- Когда происходит списание материалов, бухгалтер делает проводки в 1С бухгалтерии, указывая по кредиту счет 10 (материалы), а по дебету – счет затрат.
Акт на списание продуктов питания в большинстве случаев составляется для снятия с баланса фирмы бракованных или испорченных товаров, а также тех у которых уже вышел срок годности. Подобная ситуация может произойти например при неправильном хранении товара. Или у каких-либо из продуктов слишком короткий срок годности, во время которого они не были распроданы.
|
Как составить акт ТОРГ-15: образец заполнения и правила
Для составления ТОРГ-15 создается спецкомиссия в составе, утвержденном директором компании. В нее обязательно включаются представитель администрации предприятия, лицо, материально ответственное за сохранность товаров, и при необходимости — представитель саннадзора.
На лицевой стороне акта обязательно должна стоять утверждающая виза директора компании. Акт ТОРГ-15 заполняется в 3 идентичных экземплярах, один из которых остается в структурном подразделении, другой направляется бухгалтеру для отображения в бухучете и удержания ущерба из зарплаты виновного сотрудника, а третий передается виновному в нанесении ущерба лицу.
При оформлении ТОРГ-15 следует обратить внимание на заполнение некоторых моментов. Так, код причины порчи/боя/лома может не ставиться в акте, если компания не пользуется системой внутреннего кодирования. В документе обязательно должна быть указана причина списания испорченного товара или его уценки.
О том, какими способами можно организовать учет в торговле, читайте в статье «Торговля товарами с и без НДС (нюансы)».
Испорченные (поврежденные) товары следует перечислить, указав их наименование, основные характеристики, количество и учетную стоимость до и после проведения уценки. Также должно быть названо виновное лицо (если имеется возможность его установить), его должность.
В итоговой части ТОРГ-15 приводится текст распоряжения руководителя о дальнейшей судьбе поврежденных (испорченных) ТМЦ. Так, может указываться необходимость их утилизации. Кроме того, следует привести точную сумму ущерба и данные того лица, за чей счет он будет возмещен.
Форма ТОРГ-15 хотя и является унифицированной, но необязательна для использования. Другое дело, что указанный бланк очень удобен — ведь в нем учтены все нюансы для оформления ситуации с боем/ломом/порчей ТМЦ.

Порча товара
- когда под воздействием внешних факторов или по чьей либо вине товар испортился
- товар попросту не успели вовремя распродать, и у него прошел срок годности
В каждом из таких случаев весь порченый товар должен быть списан. Важно уточнить причину порчи товара. От этого будет зависеть сумма налогообложения и ведение бухгалтерии в целом.
Так, например, товары, у которых просто истек срок годности, списываются в категорию расходов. Но если случалась непредвиденная, чрезвычайная ситуация и как итог порча продуктов, это уже внереализационная категория расходов.
В случае, если товар был испорчен сотрудниками компании, то организация:
- в графе расходы указывает полную стоимость списанных продуктов
- в графе доходы записывается причиненный ущерб, который должен возместить сотрудник ставший причиной этого ущерба. Это может быть добровольное возмещение или на основании решения суда
Если товар был испорчен, он должен подлежать списанию. Оно оформляется специализированным актом. Какой-либо единой формы обязательной для всех организаций в законодательстве не существует. Вместе с тем существуют действующие и обязательные шаблоны, по которым может составляться документ.
Шаблон акта на списание продуктов:
- ТОРГ -15, который составляется в случае поломок товара
- ТОРГ -16, в котором указывается списание товаров
Организация вправе составлять акт на списание продуктов питания по одному из этих бланков или по собственному действующему в рамках самой организации шаблону.
Алгоритм заполнения акта списания товаров
Если на вашем предприятии не разработан собственный акт списания, вы можете взять за основу ТОРГ16, заполнить его не составит особого труда.
Данный акт составляется в трех экземплярах. Создается комиссия. Один экземпляр хранится у бухгалтера, второй у ответственного за списание и третий на предприятии.
Пример оформления акта с заполнением
ООО «Севморзавод»
Склад №4 Утверждаю __________
Руководитель____________
Основание для составления акта: приказ
АКТ О СПИСАНИИ ТОВАРОВ
№18 от 25.07.2020г.
Дата | Товарная накладная | Причины списания | |||
Поступление товара | списание | номер | дата | наименование | код |
25.04.2017 | 25.07.2020 | 56 | 25.04.2017 | Окончание срока реализации |
Товар | Единица измерения | Количество | Масса | Цена | Стоимость | Примечание | |||
наименование | код | наименование | Код по ОКЕИ | ||||||
Сметана 15% | 893 | банка | 456 | 10 | 8.000кг | 40руб | 4000р. | ||
Итого: 8.000кг 4000р.
Сумма списания _____Четыре тысячи рублей
прописью
Все члены комиссии предупреждены об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Председатель комиссии
Заведующий магазином _____ ___ ______Карташов В.П._____
должность подпись
Члены комиссии: ____Товаровед________ ____Смирнова_____ _________Смирякина О. Д._____
____Бухгалтер________ ____Селезневская____ _________Селезневская К. П.___
Материально ответственное лицо ____Старший товаровед_ ____Потрухина______ _________Потрухина М. И.______
должность подпись
Стоимость списанного товара отнести на счет _____прибыли______________________________________________________________________________
указать источник (себестоимость, прибыль, материально ответственное лицо и т. д.)
Важно! Главное в акте четко отразить количество и сумму, чтобы все члены комиссии его подписали.
Налоговые нюансы при списании товара, бухгалтерские проводки
Товаровед на предприятии обязан вести четкий учет сроков хранения всех продуктов питания. Зачастую возникают ситуации, когда находится просрочка и ее необходимо списать. Данная процедура позволяет уменьшить налог на прибыль, если предприятие работает на общей системе налогообложения, а также и возможный вычет по НДС.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списана стоимость испорченного (просроченного) товара | 94 | 41 |
Списана стоимость испорченного товара за счет виновных лиц | 73-2 | 94 |
Взыскана стоимость испорченного товара с виновных лиц | 50 либо 51 | 73-2 |
Списана стоимость просроченного товара | 91-2 | 94 |
Списана стоимость испорченного товара в пределах норм естественной убыли | 44 | 94 |
Ответы на распространенные вопросы
Для чего на предприятиях составляется акт на списание{q}
Каждая организация имеет полное право разработать свой внутренний документ по списанию продуктов питания. В основу можно взять уже существующий, главное, чтобы в нем были отражены дата поступления и списания товара, его вес и цена, а так же причина, по которой он списывается. Как правило акт составляется, когда продукты испортились либо были получены уже с браком и в непотребном к продаже виде.
https://www.youtube.com/watch{q}v=bX6rsZZljXI
Кто составляет и подписывает акт{q}
Акт составляется в трех экземплярах и подписывается комиссией. Составляет, как правило заведующий магазином . В состав комиссии может входить бухгалтер, товаровед, продавец. Хранят данный документ в бухгалтерии, в подразделении, где проводился акт, а так же у ответственного лица. Акт на списание продуктов питания в большинстве случаев составляется для снятия с баланса фирмы бракованных или испорченных товаров, а также тех у которых уже вышел срок годности.