Как проверить электронную подпись налоговой

Законодательные нормативы

Понятие «электронной подписи», действующее на территории Российской Федерации, детально расписано в 63-ФЗ, пункт 2. Её использование регулируется актами 44 и 222 ФЗ. Соответственно, их и используют в регулировании электронного документооборота.

Указанные выше законодательные нормативы касаются абсолютно всех сфер, где может использоваться электронная подпись, включая и налоговую. Но ЭЦП бывает нескольких разновидностей. Какая же из них предоставит возможность сдавать удаленно отчетность или запрашивать выписки в ФНС{q}

https://www.youtube.com/watch{q}v=wKHnXOTiJac

Первичная вариация закона об электронных подписях была издана и принята ещё в 2002 году, последняя актуальная редакция – в 2015. Начиная с 2017 года функционал ЭЦП существенно был расширен. К примеру, владелец электронного ключа получил возможность взаимодействовать с Росреестром, в том числе проводить сделки с недвижимостью, даже на коммерческой основе.

Какую ЭЦП можно проверить самостоятельно

Проверить сертификат электронной подписи необходимо, если:

  • заключается сделка в электронном виде вне системы электронного документооборота;
  • заявка от участников торгов приходит на почту, а не через ЭТП;
  • необходима проверка ЭЦП на выписке из росреестра и т.п.

Возможна проверка только цифровой подписи, составленной при помощи криптографических сервисов, открытых и закрытых ключей. К ним относятся:

  • неквалифицированная усиленная подпись. Получить НЭП можно только в удостоверяющем центре. Требует дополнительного соглашения о признании юридической силы.;
  • квалифицированная усиленная подпись. Выдается только в аккредитованных Минкомсвязи РФ удостоверяющих центрах. ПО, позволяющее работать с КЭП, имеет сертификацию ФСБ РФ.

Проверка позволяет подтвердить:

  • создание ЭЦП при помощи сертификата, действительного на момент заверения документа;
  • принадлежность ЭЦП владельцу сертификата;
  • неизменность документа после его подписания.

Выбранное средство проверки подписи не влияет на результат, и каждый пользователь вправе отдать предпочтение наиболее удобному сервису.

Где получить ЭЦП{q}

Электронная подпись для сдачи отчетов в налоговую регистрируется по следующей схеме:

  1. Определение необходимо типа ЭЦП. В данном случае – усиленная квалифицированная.
  2. Подготовка пакета документов. Несколько отличается у физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  3. Обращение в аккредитованный удостоверяющий центр. Только они обладают полномочиями регистрации и выдачи электронных подписей, подходящих для взаимодействия с налоговой. Они выступает в качестве посредника между обратившимся и Минкомсвязи (именно этот государственный орган регулирует работу с ЭЦП).
  4. Оплата услуг удостоверяющего центра. Изготовление электронной подписи – это платная услуга.
  5. Получение идентификатора. Выдают его в форме USB-токена, на которым и хранится персональный сертификат. Производят это через специализированные пункты выдачи, работающие под юрисдикцией удостоверяющих центров.
Предлагаем ознакомиться:  Налоговые каникулы для ип в башкортостане

С момента подачи документов и оплаты заявки до получения ЭЦП проходит примерно 2 – 3 рабочих дня.

Как проверить электронную подпись налоговой

Выдают ЭЦП для ФНС в специализированных точках выдачи, которые подчиняются юрисдикции удостоверяющих центров. Ознакомиться с их списком можно либо на официальном сайте УЦ, либо при консультации с менеджером.

Забрать готовый USB-идентификатор можно либо лично, либо по доверенности, выданной от имени заявителя. Срок действия выданного идентификатора составляет 12 месяцев с даты выдачи.

Требования к документам

Для физических лиц электронная подпись для налоговой отчетности выдается по предоставлению в удостоверяющий центр следующих документов:

  • гражданский паспорт (скан-копии);
  • ИНН;
  • СНИЛС (запрашивается не везде);
  • заявление по форме (образец выдают непосредственно в удостоверяющем центре);
  • доверенность (если заявление подает третье лицо, а не сам получатель ЭЦП, в них случаях – не требуется).

Для индивидуальных предпринимателей список документов, чтобы получить ЭЦП для ФНС, будет следующим:

  • гражданский паспорт;
  • ИНН;
  • выписка из ЕГРИП (стоит учесть, что срок её действия составляет 6 месяцев с момента выдачи);
  • копия свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (выдают непосредственно в налоговой);
  • ИНН и копия ОГРН;
  • заявление по форме;
  • доверенность (если заявителя представляет третье лицо).

Для юридических же лиц электронные ключи для налоговой отчетности изготавливаются по предоставлению следующего пакета документов:

  • паспорт заявителя (им может выступать не только руководитель, но и любой другой сотрудник компании, к примеру, руководитель юридического отдела);
  • ИНН;
  • выписка из ЕГРЮЛ (действует на протяжении 30 дней с момента выдачи);
  • ОГРН;
  • СНИЛС;
  • заявление по форме.

После подачи документов выдается счет-фактура – её необходимо оплатить либо в самом удостоверяющем центре, либо через банк, выданный чек прикладывается к заявлению. После этого – заявление берется на рассмотрение, если никаких проблем не возникнет, то саму цифровую подпись для налоговой выдают примерно через 2 – 3 дня.

Предлагаем ознакомиться:  Проверка авто на запрет регистрационных действий — как проверить машину за 5 минут

Стоимость изготовления ЭЦП для налоговой

Стоимость изготовления электронной подписи для ФНС не регулируется со стороны Минкомсвязи. Итоговую цену вправе определять сам удостоверяющий центр. Именно поэтому данная услуга может обойтись в сумму от 1 до 15 тысяч рублей. Средняя же цена за усиленную квалифицированную ЭЦП для сдачи отчетности в налоговую составляет от 900 рублей до 4 тысяч (в зависимости от того, кто выступает в качестве заявителя – физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Дополнительно при изготовлении ЭЦП оплачиваются:

  • USB-брелок, на который и записывается сам цифровой сертификат;
  • лицензия на ПО Crypto-Pro, которое является единственным сертифицированным программным обеспечением для работы с усиленными квалифицированными ключами в ОС семейства Microsoft Windows.

Что касательно лицензии Crypto-Pro, то она бывает двух типов: ограниченная и бессрочная. Первая работает только определенный промежуток времени (6 или 12 месяцев), вторая, как можно понять из названия, подобных ограничений не имеет.

Продление и перевыпуск ЭЦП

По окончанию срока действия ЭЦП его необходимо продлевать. По сути – это подтверждения актуальности документов, которые физическое или юридическое лицо предоставляли при создании электронного ключа. Специалисты рекомендуют выполнять именно продление – это обойдется дешевле, а если ещё и обращаться в тот же удостоверяющий центр, который изначально и выдал сертификат, то повторно собирать все документы не потребуется (за исключением гражданского паспорта и выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП).

Как проверить электронную подпись налоговой

Владелец ЭЦП имеет право в любой момент запросить перевыпуск электронного ключа, но в этом случае потребуется приобрести также новый USB-токен (только он обойдется примерно в 1 – 2 тысячи рублей).

Срочное получение ЭЦП

Эксперт по выбору эцп

Мнение эксперта

Александра Степанова

Консультант по подбору ЭЦП

Как заказать электронную подпись для налоговой и получить её в день обращения{q} Практически все удостоверяющие центры поддерживают так называемый «срочный выпуск» электронного ключа. В этом случае подпись выдают примерно через 2 – 3 часа после обращения и предоставления пакета документов, включая чек об оплате услуг. Единственный минус – это оплачивается дополнительно. Средняя цена на срочные квалифицированные ЭЦП для налоговой варьируется в пределах от 6 до 15 тысяч рублей (в Московской, Ленинградской областях, как правило, цены бывают и выше – это уже зависит от «жадности» тех самых удостоверяющих центров).

Предлагаем ознакомиться:  Порядок получения налогового вычета при покупке квартиры

В каких случаях потребуется срочное изготовление ЭЦП{q} К примеру, если необходимо быстро зарегистрировать ИП, компанию, подать отчетность перед окончанием финансового года и так далее. С юридической точки зрения срочная и обычная ЭЦП никак не отличаются.

Где ещё можно использовать подпись{q}

https://www.youtube.com/watch{q}v=7P8jdo_FXt0

Ключ электронной подписи для налоговой позволяет пользоваться всеми функциями портала Госуслуг, в числе которых:

  • подача справок и запросов в Росреестр;
  • регистрация или внесение изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • получение выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, любых других ведомств;
  • получение уведомлений о штрафах, их оплата;
  • работа с ЖКХ (ввод показаний, регистрация приборов, оплата);
  • запись к врачу и взаимодействие с объектами Министерства Здравоохранения;
  • работа с ПФ;
  • услуги ЗАГСа (можно подать удаленно заявление);
  • оплата госпошлин;
  • подача заявлений на выдачу, смену паспорта;
  • участие в торгах и аукционах на электронных площадках (в том числе в тех, где рассматриваются государственные тендеры).
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector