Положение о системе управления охраной труда в органе местногог самоуправления

Постановление главы Тутаевского муниципального района от N 194

Все работодатели на основании ГОСТ Р 12.0.007-2009 должны иметь в наличии утвержденный руководителем локальный акт в виде положения о системе управления охраной труда. Отсутствие каких-либо послаблений в части использования этого положения подтверждается содержанием ст. 22 ТК РФ.

Описываемый локальный акт является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации, регламентируемой положениями стандарта ГОСТ Р 12.0.007-2009. Российским законодательством предписывается обеспечить беспрепятственное ознакомление с положением всех работников хозяйствующего субъекта.

ВАЖНО! Факт ознакомления с любым локальным актом, как правило, подтверждается личной подписью ознакомившихся работников.

Наиболее значимым подразделением, осуществляющим работу по охране труда, выступает служба охраны труда, которая, в соответствии со ст. 217 ТК РФ, формируется во всех компаниях с численностью свыше 50 человек. В организациях с более скромным штатным составом достаточно иметь одного специалиста, который будет нести ответственность за охрану труда.

Положения описываемого раздела могут содержать указание на то:

  • в каком виде будет регулироваться охрана труда в компании: путем создания службы, назначения одного ответственного или привлечения внешнего эксперта.
  • как происходит увязка полномочий и обязанностей службы или специалиста с положениями ст. 217 ТК РФ.
  • какое лицо имеет право подписывать приказ о создании соответствующего подразделения или о назначении специалиста.
  • какие проблемы на регулярной основе должна решать служба или специалист.

Довольно важная часть положения, в которой приводятся:

  • порядок расследования несчастных случаев, применяемые приемы;
  • перечень первоочередных мер, которые должны предпринять сотрудники и руководители при наступлении несчастного случая;
  • регламент утверждения локальной документации, определяющей методы и порядок проведения расследования;
  • информация о лицах, которые обязаны предпринять необходимые меры при наступлении несчастного случая;
  • процедуры взаимодействия компании, внешних служб и госучреждений при наступлении несчастного случая;
  • список документов, оформляемых при наступлении фактов, приведших к неблагоприятным последствиям для сотрудников, и процедура внесения в них соответствующей информации;
  • перечень лиц, ответственных за документирование фактов произошедших инцидентов.

Часть, посвященная последствиям несоблюдения прописанных в локальном акте положений, является стандартной. В отношении правил охраны труда в документ могут быть включены следующие пункты:

  • Ссылки на законодательную базу, позволяющую привлечь сотрудников к ответственности за несоблюдение правил;
  • Введение возможности применения наказания ко всем работникам хозсубъекта с перечислением всех возможных методов воздействия.

В состав положения также могут быть включены многочисленные приложения. Об этом — в следующем разделе.

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В АНГАРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Решение Думы Ангарского МО от 29.04.2010 N 795-67рД Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Ангарском муниципальном образовании, внесении изменений в решение Думы Ангарского муниципального образования от 31.03.

2008 N 450-41рД «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Ангарском муниципальном образовании» и отмене некоторых решений Думы Ангарского муниципального образования Постановление администрации МО — «г. Тулун» от 08.10.2012 N 1656 Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в муниципальном образовании — «город Тулун» Постановление мэра Ангарского

Постановление главы Тутаевского муниципального района от 10.04.2009 N 194 Документ по состоянию на февраль 2014 г.

1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в Тутаевском муниципальном районе.

2. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации Тутаевского муниципального района по социальным вопросам В.А. Шабалина. 3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования. Положение о системе управления охраной труда в Тутаевском муниципальном районе разработано в соответствии с Законом Ярославской области от 30.06.

1.1.

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 1.

Утвердить Положение о системе управления охраной труда в Усольском районом муниципальном образовании согласно приложению 1.

Мэр муниципального района Усольского районного муниципального Постановлением администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В УСОЛЬСКОМ РАЙОННОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1.1.

1.3.

Организация службы охраны труда в муниципальных (местных) органах управления образованием 4.1.

В соответствии с исключительной компетенцией органов местного самоуправления в области образования муниципальные органы управления образованием: 4.1.1. Планируют, организуют, регулируют и контролируют деятельность образовательных учреждений по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

4.2.

Правовой основой М. у. ОТ является ТК РФ (ст. 210 и 216).

Положение о системе управления охраной труда в органе местногог самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ

— образец должен разрабатывать каждый работодатель.

Каким образом фирма может решить эту задачу с учетом того, что составление данного документа не регламентировано законодательством РФ, расскажем в нашей статье.

Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ). Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

19 марта 2015 года                                                                                №  288

пгт. Чернышевск

Об утверждении Положения о системе управления охраной

труда в муниципальном районе « Чернышевский  район»

1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в муниципальном районе «Чернышевский район» (прилагается).

2. Контроль исполнения настоящего постановления оставить за Комитетом экономики и управления имуществом администрации муниципального района «Чернышевский район».

Предлагаем ознакомиться:  Ходатайство о допуске представителя

3. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования в газету «Наше время».

4. Настоящее постановление опубликовать  в газете «Наше время» и разместить на официальном сайте www.забайкальскийкрай.рфв разделе местное самоуправление Чернышевский район.

Руководитель администрации

 муниципального района

«Чернышевский район»                                                                 М.В. Чтчян

УТВЕРЖДЕН

Постановлением администрации

МР «Чернышевский район»

от 19 марта 2015г. № 288

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе управления охраной труда в муниципальном районе  «Чернышевский  район»

1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано на основании части третьей статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Забайкальского края от 29.12.2008 г. № 100-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями в сфере государственного управления охраной труда», устанавливает единые подходы к управлению охраной труда в муниципальном районе «Чернышевский район» (далее район) и определяет полномочия, формы взаимодействия органов управления и должностных лиц в этой сфере.

2. Управление охраной труда в районе направлено на эффективное функционирование системы, обеспечивающей безопасность, сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности. Полномочия органов управления охраной труда распространяются на всех юридических и физических лиц, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

1) координации и методического руководства работой служб охраны труда организаций всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования;

2) организации обеспечения организаций нормативными правовыми актами в области охраны труда на территории муниципального образования;

3) организации учета потребности организаций в средствах индивидуальной и коллективной защиты работников на территории муниципального образования;

4) участия в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом на территории муниципального образования;

Содержание типового положения

Несмотря на прямое законодательное требование для всех работодателей иметь в наличии указанное положение, его форма, перечень информации, минимальный объем на законодательном уровне нигде не утверждены. Это обстоятельство вызывает немалые затруднения при оформлении положения у большинства хозсубъектов. При этом каждому из них приходится выходить из ситуации исключительно собственными силами.

Полномочия в части введения в действие типового бланка положения согласно ст. 209 ТК РФ предоставлены федеральным правительственным органам. При этом их решение должно в обязательном порядке согласовываться с учреждениями, которые осуществляют надзор за социальной политикой, состоянием отношений в области труда.

Таким образом, итогом работы уполномоченных федеральных органов стало появление на свет возможного образца документа, который вобрал в себя содержание всех имеющихся стандартов в области управления охраной труда на предприятии, сформировавшихся как в РФ, так и за границей. Что же представляет собой типовое положение? Об этом — далее.

В проекте типового положения изложены следующие моменты:

  • перечень разделов, которые обязательно должны входить в состав положения и последовательность их изложения;
  • указание на задачи, которые преследуются в области охраны труда;
  • отражение механизмов, методик и алгоритмов, посредством которых будет реализовываться процесс охраны труда;
  • порядок организации обучения персонала в сфере обеспечения безопасной работы, периодичность его осуществления;
  • процедуры организации документооборота по охране труда.

В результате анализа получившегося проекта на совещании трехсторонней комиссии, которое прошло в начале 2016 года, было решено переработать документ в связи с имеющимися в нем огрехами. Поскольку окончательная версия так и не была принята, хозсубъектам придется разрабатывать образцы и инструкции к ним самостоятельно. В целях решения данной проблемы требуется более детальное рассмотрение имеющихся в законодательной базе указаний на этот счет.

Формируемое положение у экономического субъекта может состоять из следующих частей:

  • титульная часть;
  • общие положения;
  • функции по охране труда, выполняемые всеми работниками;
  • структура подразделений хозсубъекта, связанных с обеспечением охраны труда;
  • порядок прохождения обучения по охране труда;
  • процедура оценки и совершенствования существующих процессов в сфере безопасности труда;
  • алгоритм действий сотрудников при наступлении чрезвычайных ситуаций;
  • ответственность сотрудников при несоблюдении регламентов по охране труда;
  • дополнительные документы, служащие приложением к положению.

А в следующих разделах более детально рассмотрим каждую часть положения.

Государственное управление охраной труда

Цели государственного управления охраной труда

  1. Реализация и совершенствование государственной политики в области охраны труда.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные надзорные, разрешительные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные надзорные, разрешительные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Сложные вопросы при разработке внутренней документации по охране труда

Ответственными за создание описываемого локального акта назначаются сотрудники, в обязанности которым это вменено внутренними распоряжениями, должностными инструкциями. Опираясь на содержание пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007, можно заключить, что наиболее значимыми моментами с точки зрения составления положения будут:

  • масштаб деятельности;
  • технология и объем производства;
  • направления бизнеса, на которые распространяются интересы экономического субъекта;
  • понятность и доступность положения для восприятия рядового работника;
  • необходимость регулярной оценки и совершенствования документа.

То есть создаваемый документ не должен носить статичный, неизменный характер и регулярно подвергаться изменениям в связи с появлением новых требований, расширением интересов хозсубъекта и изданием дополнительных правительственных актов.

Для управления охраной труда на территории муниципального образования исполнительный орган местного самоуправления должен создать в своей структуре службу охраны труда, назначить специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.

Правовой базой муниципального управления охраной труда являются соответствующие статьи Конституции РФ, Трудового кодекса РФ (ст. 210); Федеральные законы: от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 28.11.2009), от 21.07.

Предлагаем ознакомиться:  Статья за незаконную предпринимательскую деятельность

1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 27.12.2009) и др.; Постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009). Дальнейшее развитие правоотношений на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется ими самостоятельно на основе федерального законодательства и законов субъектов РФ.

К вопросам местного значения относятся создание условий и организация охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Решение данных вопросов должно осуществляться через воздействие на работодателей и повышение их персональной ответственности перед работниками своих коллективов.

В таком же порядке должна рассматриваться ответственность работников перед работодателем и коллективом в целом. Принципы социальной ответственности, заложенные в законодательные и нормативные правовые акты, должны способствовать безусловному обеспечению сохранения жизни и здоровья работников на каждом рабочем месте, а также благополучию жизнедеятельности населения муниципального образования.

В ряде регионов данный предмет ведения органа местного самоуправления детализируется в законах об охране труда субъектов Российской Федерации. В соответствующих статьях определяются: создание службы охраны труда в структуре исполнительных органов местного самоуправления; обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования; функции муниципального образования по охране труда; права специалиста охраны труда органа местного самоуправления.

Интересно и оперативно вопросы управления охраной труда в ряде муниципальных образований решаются в Алтайском, Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Иркутской, Липецкой, Московской, Саратовской областях и некоторых других регионах России.

На основе проведенного анализа сформулированы единые принципы системы управления охраной труда на муниципальном уровне, описана приемлемая модель управления, основанная на положениях Руководства по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 [1] и ГОСТа 12.0.230-2007 [2], с учетом муниципальной специфики.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда, взаимодействует с органами местного самоуправления и осуществляет контроль реализации, переданных им государственных полномочий в соответствии с установленным порядком. Однако к вопросам охраны и безопасности труда относятся по-разному, в т.ч.

Нормы технической безопасности (электро-, пожаро-, взрывобезопасность и др.) определяют меры организационно-технического характера по защите работников от неблагоприятных, вредных и опасных для здоровья и жизни факторов производственной среды и трудового процесса (оборудования, предметов и средств труда).

Нормы производственной санитарии и гигиены труда регламентируют параметры производственной среды (шум, вибрация, запыленность и т.д.) и трудового процесса (интенсивность труда, темп работы, режим труда и отдыха). Организационные мероприятия по охране труда включают регламентацию безопасного исполнения технологических процессов и работ, инструктажи и обучение работников безопасным методам работы, пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты.

Вопросы государственной политики в области охраны труда включают законодательное определение функций и обязанностей государственных органов, объединений работодателей и работников, других организаций и должностных лиц в области безопасности и гигиены труда; развитие системы государственного управления в данной сфере (в т.ч.

государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов); установление единых государственных нормативных требований охраны труда для организаций всех форм собственности и видов экономической деятельности; взаимодействие органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями и профсоюзами, организацию научных исследований, профессионального обучения и подготовки кадров в сфере охраны труда и др.

В настоящее время в ряде регионов органы исполнительной власти субъекта РФ своими законодательными и подзаконными актами утверждают программы улучшения условий и охраны труда, типовые положения о службе охраны труда органа местного самоуправления, порядок организации его работы и т.п. Однако это не имеет системного характера.

Не случайно уровень проводимой профилактической работы по охране и условиям труда в муниципальных образованиях различен, что подтверждается общепринятыми статистическими показателями, а также реальным положением дел на местах. На территориях муниципальных образований должны реализовываться реабилитационные и иные мероприятия координационными советами по охране труда при главе муниципального образования.

В поле зрения этих советов должны найти отражение вопросы оценки рисков возможных проявлений опасных и вредных факторов трудового процесса и производственной среды, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояния экологической и других видов безопасности, организации обучения, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда, социального страхования от несчастных случаев и др.

Формально органы местного самоуправления имеют право принимать (и кое-где принимают) соответствующие нормативные правовые акты, связанные с деятельностью координационных советов по охране труда при главах самоуправления, с разработкой и реализацией муниципальных программ улучшения условий и охраны труда, с проведением месячников, смотров-конкурсов и т.д.

Однако этому процессу необходимо придать узаконенный статус. Возможно, для этого будет необходимо соответствующее поручение Правительства РФ или другого федерального органа исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые будут обязаны принять соответствующий документ, регламентирующий деятельность органов управления муниципальных образований по данным вопросам. Необходимо, изучив опыт лучших муниципальных образований, добиться его широкого применения.

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления, должны действовать в пределах этих муниципальных образований и не могут ухудшать условия и охрану труда работников по сравнению с требованиями государственных нормативных правовых актов, принятыми на высшем уровне управления.

Описание общих положений

4.2.

Примерный список вопросов, затрагиваемых в указанном разделе, может выглядеть следующим образом:

  • какие задачи предполагается решить при помощи документа;
  • какие направления работы регламентируются положением;
  • какие нормы, указанные в документе, должны соблюдаться всеми сотрудниками без исключения;
  • почему документ объявлен в качестве основополагающего в части регламентации процедур оценки, обучения и развития персонала в области охраны труда;
  • на основе указаний, информации каких законодательных положений строится документ и обеспечивается его применение;
  • каковы периоды пересмотра документа в организации.
Предлагаем ознакомиться:  Как написать жалобу в департамент образования г. Москвы на действия учителя

Функции сотрудника в целях исполнения положения по охране труда

Название этого раздела полностью соответствует его содержанию, поскольку в него включаются наименования должностей работников, которые обязаны:

  • проводить мониторинг и оценку имеющейся системы управления охраной труда;
  • определять уровень соответствия текущих локальных актов требованиям законов, подзаконных актов и постановлений правительства;
  • исследовать степень выполнения принятых внутренних документов в области охраны труда сотрудниками;
  • формировать предложения по оптимизации существующих процедур в сфере охраны труда, участвовать в их внедрении в практику компании;
  • реализовывать обучение работников в целях освоения ими новых знаний в области безопасности труда;
  • обеспечивать реализацию необходимых процедур в части снабжения работников защитным инвентарем, регламентами, средствами безопасности, инфраструктурными объектами в области охраны труда;
  • разрешать последствия чрезвычайных происшествий и проводить соответствующее расследование, документировать его итоги;
  • обеспечивать получение социальных льгот и процедур реабилитации лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве;
  • проводить специальную оценку рабочих мест по условиям труда на них;
  • обеспечивать привлечение сторонних специалистов для обучения сотрудников правилам по охране труда;
  • оценивать правильность осуществления документооборота в области охраны труда и вносить необходимые корректировки в имеющиеся процедуры.
  • координацию работы служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципальных образований;
  • осуществление проверок состояния охраны труда в организациях на территории муниципального образования и составления актов по их результатам;
  • анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • разработку и реализацию территориальных программ по улучшению условий и охраны труда;
  • создание и организацию работы координационного совета по охране труда;
  • участие в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших на территории муниципального образования;
  • содействие в организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории муниципального образования;
  • участие в регулировании социально-трудовых отношений в области охраны труда на территории муниципального образования;
  • доведение до организаций нормативных правовых документов по охране труда или информации об их утверждении;
  • содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • содействие в организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • координацию работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в организациях;
  • организацию и проведение противопожарных мероприятий и мероприятий по защите окружающей среды;
  • участие в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций по вопросам условий труда, по предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
  • организацию и проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
  • информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о деятельности по улучшению условий и охраны труда.

Оценка подготовки работников в области охраны труда

В этой части положения нужно:

  • утвердить обязанность всех вновь принятых лиц проходить предварительный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;
  • отразить содержание инструктажей, которые проходят работники;
  • определить методику обучающих мероприятий и порядок ознакомления новых работников с инструкциями;
  • привести нормативные акты, влияющие на порядок проведения инструктажей и обучения сотрудников;
  • указать лиц, имеющих право утверждать программы обучения, содержание инструктажей и методы ознакомления с ними;
  • предписать, как проводить оценку полученных знаний после окончания процедуры инструктажа;
  • указать на необходимость осуществления ознакомительных процедур в строгом соответствии с принятыми в компании локальными актами;
  • определить сроки действия применяемых процедур ознакомления, инструктажей и учебных планов компании.

Данная часть может ограничиваться следующими положениями:

  • периоды и сроки, по завершении которых работник должен проходить оценку знаний по технике безопасности;
  • условия осуществления внезапных проверок соблюдения сотрудниками правил по обеспечению охраны труда;
  • список законодательных документов, на основе которых осуществляется внезапная проверка сотрудников в области безопасности труда;
  • список лиц, на которых возложена обязанность по проверке знаний.

Анализ и совершенствование механизмов осуществления охраны труда в компании

Для описания оптимизационных процедур в сфере охраны труда документ может предусматривать следующие пункты:

  • перечень лиц, осуществляющих регулярную проверку существующей системы и вырабатывающих предложения по ее улучшению;
  • параметры, которые анализируются в процессе оценки существующих механизмов;
  • перечень инструментов, с применением которых оценивается текущее состояние системы охраны труда;
  • порядок администрирования работы сотрудников, анализирующих и оптимизирующих систему охраны труда в организации.

Дополнительные материалы, прилагаемые к положению

Описываемый документ может иметь в качестве приложений копии нормативных актов, на которых он основывается и которые придают ему легитимность, внутренних локальных актов компании, необходимых в процессе охраны труда. Копии прикладываются для ознакомления всех заинтересованных лиц.

Кроме того, приложением может выступать журнал регистрации ознакомления работников с указанным положением, где они удостоверяют факт прочтения (получения на руки) одного экземпляра. Нелишним будет приложение журнала, в котором фиксируется факт прохождения работником инструктажа по технике безопасности.

Все приложения в обязательном порядке утверждаются приказом руководителя. Кроме того, в них должна иметься отметка о том, что они специально сформированы в качестве приложений к положению о системе охраны труда. Как правило, это делается в том же распорядительном документе, которым вводилось положение и которое указано в его титульной части. Таким образом, можно будет использовать приложения отдельно и передавать их сотрудникам компании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector