Какие подводные камни нас ждут при приеме на работу студента

Заключение срочного договора с практикантом (стажером)

Часть 1 ст. 59 ТК РФ предусматривает заключение срочного трудового договора в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок в силу указания законодательного акта, либо иных причин.

Заключение срочного договора для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки, – это императивное требование законодателя, которое основано на том, что студентам необходимо получать практические и квалификационные знания.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Яркий пример – адвокаты. В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» адвокат вправе иметь стажеров. Со стажером заключается трудовой договор на срок стажировки (от года до двух лет).

Срочный трудовой договор с практикантом в силу своей специфики должен отвечать следующим требованиям, вытекающим из нормы трудового законодательства (ст. 59 ТК РФ):

  1. Трудовые отношения не могут быть оформлены на неопределенный срок.
  2. Трудовая функция работника должна соответствовать характеру обучения.
  3. Объем работы, ее условия должны быть четко определены.
  4. Срок прохождения практики (стажировки), то есть выполнение работы студентом должно быть ограничено во времени.

Таинственное «портфолио»

Грамотно подобранное портфолио (portfolio — от англ. портфель) увеличит ваши шансы при трудоустройстве. Это своеобразная демонстрацией ваших работ. Соберите в папку с файлами свои «трудовые достижения». Для журналиста или редактора — это будут статьи, очерки, любые печатные материалы, которыми вы гордитесь.

Для дизайнера — наиболее интересные проекты и разработки, а также образцы уже готовой продукции, например этикетки, логотипы. Для строителя, фитодизайнера, декоратора — фотографии интерьеров. Иными словами это должны быть самые лучшие примеры вашего творчества, демонстрация достижений, креативности мышления.

Хорошее портфолио — это, прежде всего, доказательство вашей профессиональной состоятельности. Понятно, что обладателям некоторых профессий сделать портфолио не получится, например бухгалтерам. Но подумайте, возможно в вашей работе присутствует некоторая доля творчества, которую вы сможете выгодно представить работодателю.

В любом случае, принесите на собеседование следующие документы: трудовую книжку (если таковая на руках), резюме на русском и английском (если требуется) языках, дипломы об окончании учебных заведений и курсов, сертификаты, рекомендации или благодарственные письма и другие документы, которые могут повысить ваши шансы на получение желаемой должности.

Особенности заключения срочного трудового договора

Временный характер работы, а также трудовая функция работника и ее содержание должны также быть четко определены в тексте срочного трудового договора в силу правовой природы такого соглашения. Такая позиция подтверждается п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации».

Какие подводные камни нас ждут при приеме на работу студента

Рекомендация такова: решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Однако это же постановление ограничивает заключение множественных срочных трудовых договоров с работником на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции. Такие действия могут быть оценены как заключение трудового договора на неопределенный срок.

Аудиенция

Заранее узнайте маршрут и рассчитайте время в пути, чтобы не опоздать на встречу, так как опоздание не редко сводит ваши шансы получить работу к нулю.

Отправляясь на собеседование, не приводите с собой подруг, родственников, мужей и детей. Не стоит по дороге заходить в магазин и покупать продукты на неделю, приносить какие-либо коробки. Все это испортит впечатление о вас. В кадровом агентстве в анкете появится жирный минус, а работодатель не станет всерьез рассматривать вашу, перегруженную домашними делами, кандидатуру. Попросите сопровождающих подождать на улице, а походы по магазинам перенесите на другое время.

Заключение ученического договора

Однако в отношении студентов либо работников, направленных на обучение, законодатель ввел и такой инструментарий как заключение ученического договора. Данный вид взаимоотношений становится все более популярным, поскольку работодатель явно заинтересован в сотрудничестве с квалифицированными кадрами, а выпускники – в наличии работы после окончания учебного заведения.

В соответствии со ст. 198 ТК РФ работодатель-организация имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Соответственно, предмет ученического договора – обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения и корреспондирующая обязанность работника пройти такое обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать у работодателя по трудовому договору в течение срока, установленного в ученическом договоре (ст. 199 ТК РФ). Другая особенность такого договора – необходимость его «прикрепления» к трудовому договору (контракту):

  • в отношении лица, ищущего работу, необходимо заключение трудового договора (контракта) после прохождения ученичества (абз. 1 ст. 199 ТК РФ);
  • в отношении работника организации ученический договор является дополнительным соглашением к трудовому договору (абз. 2, ст. 198 ТК РФ).

Законодателем соответственно установлены две категории лиц, с которыми может быть заключен такого рода договор. Это будущий работник либо работник организации, с которым уже заключен трудовой договор.

Тонкости невербального общения

Поднимаясь по ступенькам или в лифте, настройте себя так, как будто проработали в этом месте не один год. Подобные мысли помогут вести себя на встрече максимально раскрепощено, устранят скованность в поведении, дрожь в голосе. Поздоровайтесь с секретарем, если на вас верхняя одежда, снимите ее, приведите себя в порядок и спокойно ждите.

Войдя в кабинет, обязательно поздоровайтесь и улыбнитесь. Сядьте на предложенный стул максимально удобно, — полностью, а не на край. Если стул стоит криво или развернут так, что собеседник частично выпадает из поля зрения, то не стесняйтесь и переставьте его. Дело в том, что от вашей позы во время интервью многое зависит. Сидя на самом краю, вы будете напряжены. Так же эту позу могут расценить как неуверенность.

Сумку лучше всего поставить рядом. Если она достаточно большая, то не стоит класть ее на колени, чтобы все собеседование не напрягаться по поводу того, — упадет она или нет. Иначе вам придется постоянно поддерживать сумку. Если сумочка маленькая, то можете положить ее на колени, но лучше все-таки держать ее в таком месте, которое не будет вас отвлекать от беседы и не допустит конфуза в виде падения под стол. Подумайте, как нелепо вы будете выглядеть, изымая ее из-под ног собеседника.

Предлагаем ознакомиться:  Стаж работы начало течения срока

Какие подводные камни нас ждут при приеме на работу студента

Разговаривая с интервьюером, жестикулируйте так, чтобы ваши слова и на невербальном уровне получали поддержку. Жесты должны быть спокойными, не резкими. Ладони повернуты так, чтобы собеседник их хорошо видел. Таким образом, он подсознательно убедится в вашей открытости для себя, а также лучше воспримет вашу речь.

Несколько правил, которые помогут произвести хорошее впечатление:

  1. Держите зрительный контакт с собеседником, не отвлекайтесь от него, но и не рассматривайте слишком пристально.
  2. Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивая. Если не уверены, что хорошо поняли, не стесняйтесь уточнить.
  3. Избегайте многословия, отвечайте по существу. Будьте объективны и правдивы, но не слишком откровенничайте.
  4. Столкнувшись с необходимостью дать негативную информацию о себе, не отрицайте факты, которые соответствуют истине, но обязательно старайтесь сбалансировать их положительной информацией о себе.
  5. Держитесь с достоинством, старайтесь не производить впечатление неудачницы или бедствующей, вымотанной женщины.

Особенности кадрового оформления взаимоотношений

Выше были перечислены возможные варианты оформления взаимоотношений с лицами, поступившими или проходящими обучение. Однако есть ряд важных практических моментов, которые возникают при оформлении взаимоотношений со студентами и которые необходимо помнить.

  1. На работу студента принимают в обычном порядке, предусмотренном ст.ст. 65, 66 ТК РФ, с учетом того факта, что, как правило, это первое трудоустройство и работодатель обязан оформить трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования при его отсутствии. Подтверждать факт обучения студента в организациях среднего специального или высшего образования не требуется.
  2. Необходимо дополнительно отметить, что при заключении трудового соглашения со студентом, не достигшим совершеннолетия, работодатель не вправе устанавливать испытательный срок (ст. 70 ТК РФ). Этот же запрет установлен в отношении лиц, заключающих срочный трудовой договор на срок до двух месяцев. Кроме прочего, при заключении трудового договора с лицом, окончившим обучение по программам среднего профессионального или высшего образования, работодатель также не вправе устанавливать испытательный срок в течение одного календарного года после окончания обучения, если бывший студент трудоустраивается впервые. Также не устанавливается испытательный срок лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение (ст. 207 ТК РФ).
  3. Законодателем не регламентирован порядок оформления направления на обучение работника организации. Думается, что закрепления этого факта в приказе свободной формы будет достаточно. В таком приказе необходимо указать, кто на обучение какой профессии направляется и в какое учебное заведение.

Гарантии и компенсации студентам

Основная особенность трудовых отношений со студентами для работодателя – определенный набор льгот, гарантий и компенсаций, который должен быть предоставлен в обязательном порядке.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Однако работнику, получающему образование соответствующего уровня не впервые, гарантии и компенсации не предоставляются, если стороны не оговорили их предоставление в соответствующих соглашениях (в трудовом договоре, в коллективном договоре).

Мама и Малыш

Такая же позиция подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 167-О: устанавливающая соответствующее условие норма ТК РФ не препятствует решению вопроса о гарантиях и компенсациях работникам, получающим второе высшее образование, в рамках коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования и не исключает обязанности работодателя предоставлять таким работникам льготы в связи с обучением, если это предусмотрено коллективным договором либо соглашением между работником и работодателем.

Гарантии и компенсации, предоставляемые работодателем работникам, дифференцируются в зависимости от уровня образования (высшее, среднее профессиональное) и вида (очное, заочное) и заключаются в предоставлении учебного отпуска с сохранением заработной платы либо без сохранения таковой. Еще один вид преференций, которые работодатель может предоставить студенту, – сокращенное рабочее время в случаях и при условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

Предоставление указанных компенсаций и гарантий работодателем имеет определенные особенности, которые, однако, необходимо отразить при ведении кадрового учета.

Основная особенность – основание для предоставления указанных гарантий и компенсаций, а именно справка-вызов по форме, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 13681.

Работник предоставляет заявление об учебном отпуске с указанием цели получения отпуска (итоговая аттестация, промежуточная аттестация). Далее работодатель издает приказ о предоставлении учебного отпуска на конкретное количество календарных дней. Если учебный отпуск предоставляется совместно с ежегодным, это необходимо указать в таком приказе. В форме приказа № Т-6 заполняются разделы А и Б. Также сведения об учебном отпуске указываются в личной карточке работника.

Другая особенность кадрового учета учебного отпуска состоит в его отражении в табелях учета рабочего времени и расчета оплаты труда (формы № Т-12 и № Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Поскольку Постановление Госкомстата России № 1 от 05.01.2004 было отменено с 01.01.2013: применение указанных выше форм документов по учету труда и его оплаты не является обязательным, если формы учетных документов соответствуют требованиям действующего законодательства РФ (в частности, ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете») и утверждены соответствующим приказом руководителя работодателя.

Однако есть формы документов, применение которых рекомендовано Министерством труда и социальной занятости, а именно формы №№ Т-12 и Т-13 (письмо от 24.05.2013 № 14-1-1061), а также обязательными к применению продолжают оставаться формы, используемые в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (Информация Министерства Финансов РФ № N ПЗ-10/2012). В частности, к таковым относятся приказы по форме Т-6 и Т6а.

Важно, что оплата учебного отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 137 ТК РФ).

Таким образом, при приеме студентов на работу возникает немало нюансов и вопросов, которые не всегда отмечаются и выполняются работодателями. Стоит отметить, что указанные особенности не представляют больших сложностей при их реализации во внутреннем кадровом учете. А студенты были и остаются достаточно перспективным трудовым ресурсом, затраты на который могут с лихвой компенсироваться полученным результатом.

1 Прежде всего, предоставление ряда гарантий и компенсаций связано с успешным прохождением обучения или успешным освоением программ (ст. 173, 207 ТК РФ). Однако данное слово «успешное» не несет какого-либо значения, за исключениям оценочного, указывающего на сам факт допущения к сдаче квалификационных экзаменов, которое и может быть подтверждено справкой-вызовом.

Павел Дунаев — юрист, эксперт журнала «»

Что рассказать о себе{q}

Традиционно беседа начинается с просьбы рассказать о себе. Помните, что собеседника интересуют в первую очередь подробности вашей трудовой биографии, т.е. в каких фирмах вы работали, профессиональные успехи. Если вы очень часто меняли компании или фирмы, то расскажите о работе только в самых крупных или известных организациях.

Так же любого работодателя будут интересовать должностные обязанности, которые вы выполняли. Помните, что ваш рассказ о своей работе должен перекликаться с вакансией, на которую вы планируете устроиться.

Некоторые работодатели любят задавать некорректные или просто трудные (с точки зрения будущего работника) вопросы. Таким образом они проверяют вашу стрессоустойчивость и возможность быстро ориентироваться в нестандартной ситуации. Идеальный вариант — это попробовать отработать такие вопросы в домашней обстановке, тогда не придется на ходу думать над ответом.

Предлагаем ознакомиться:  Какие документы имеет право требовать налоговая

Рассмотрим самые популярные из «трудных вопросов»:

  1. Почему вы ушли с предыдущего места работы{q} Почему ищете работу (если вы еще не уволились){q}

Не надо рассказывать о конфликтах, если они случались. Не критикуйте бывшего начальника, каким бы плохим он не был. Не вдавайтесь в подробности ссор с коллегами, лучше расскажите, сколько позитивного вынесли с предыдущего места работы: опыт, навыки, знания, связи. Можно ограничится ответами типа: «Отсутствие профессионального роста», «Далеко от дома» и «Низкий уровень заработной платы». Обычно работодателю этого достаточно.

  1. Проходили ли вы собеседования в других местах{q}

Конечно же, да!

Только не забудьте добавить, что именно данная фирма привлекает вас больше всего. Тот факт, что кто-то еще заинтересован в ваших талантах, повысит шансы получить это место. Если собеседование происходит в кадровом агентстве, то не торопитесь говорить, где еще вас ждут.

  1. Почему вы хотите работать именно у нас{q} Почему нам стоит нанять именно вас{q}

Это идеальный вопрос, чтобы «продать» себя самым выгодным образом. Скажите, что считаете, что именно в этой организации сможете полностью применить свою квалификацию и опыт работы, что вас привлекает возможность карьерного роста и т.п.

  1. Каковы ваши сильные стороны{q}

В первую очередь необходимо обозначить свои качества, подходящие именно для данной вакансии. Не стоит рассказывать о том, что не имеет никакого отношения к предстоящей работе.

  1. Каковы ваши слабые стороны{q}

Это тот вопрос, к которому обязательно надо подготовится дома. Ни в коем случае не отвечайте прямолинейно. Поверните ответ так, чтобы сместить акценты: рассказывая о недостатке, дополните ответ компенсирующими его достоинствами.

  1. На какую зарплату вы рассчитываете{q}

Как правило, идя на собеседование, вы уже имеете некоторое представление о зарптате. Если уровень зарплаты не был оговорен, то имеет смысл узнать, сколько зарабатывают на аналогичных должностях в других компаниях. Называйте верхний предел, не забыв указать, что вопрос зарплаты может обсуждаться. Как вариант, можете сказать, что для начала хотели бы ознакомиться с условиями и содержанием работы, а потом сможете назвать сумму. Но не надо говорить «чем больше, тем лучше», таким образом, вы снизите свой профессиональный уровень в глазах работодателя.

  1. У вас есть какие-нибудь вопросы{q}

Поинтересуйтесь содержанием работы и условиями ее успешного выполнения. Спросите о своих обязанностях, перспективах карьерного роста. Уточните уровень заработной платы во время и после испытательного срока. Обговорите все тонкости испытательного срока. Спросите, практикуются ли штрафы, если да, то за какие провинности. Вы должны быть уверены, что начав работать, не разочаруетесь в порядках и политике фирмы.

  1. Долгая пауза

Когда вы закончили отвечать на вопрос, а интервьюер сидит и смотрит на вас, ожидая продолжения, не стоит тушеваться, нервничать и заново начинать повторять свой рассказ. Лучше доброжелательно, спокойно и выжидательно смотреть на собеседника и ждать, когда он задаст новый вопрос.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

Отвечая на вопросы, помните о том, что активное слушание со стороны работодателя не всегда играет вам на руку. Поэтому на каждый вопрос отвечайте 1 -2 минуты, только по существу, не отходя от темы.

Если после собеседования работодатель начинает спрашивать, когда вы можете приступить к работе, то попросите маленький тайм-аут. Он нужен для того, чтобы в спокойной обстановке обдумать предложение и решить, готовы ли вы к выходу на новую работу, все ли вам понравилось, что насторожило и почему.

Когда все вопросы уточнены и собеседование закончилось, постарайтесь не смазать сложившееся впечатление о вас. Обязательно поблагодарите собеседника за то, что он уделил время вашей персоне (даже если ваша встреча длилось всего три минуты). Уточните дату, когда сможете связаться с работодателем, чтобы узнать результаты собеседования.

Отслеживание результатов

После встречи, желательно на следующий день, когда все эмоции улеглись и голова способна реально оценить вчерашнее собеседование, хорошенько подумайте, все ли прошло так, как вы рассчитывали. Если вам кажется, что вы не прошли собеседование, не отчаивайтесь — к следующему подготовитесь лучше.

Будем считать, что собеседование вы прошли блестяще. Теперь ответьте себе на несколько вопросов:

  1. Какое сложилось впечатление о фирме и коллективе.
  2. Насколько вас устраивают условия работы и должностные обязанности.
  3. Устраивает ли уровень заработной платы и другие социальные гарантии.

Если на все пункты вы ответили положительно, то имеет смысл узнать свою дальнейшую судьбу, позвонив через обговоренное время работодателю. Если вы договорились, что он, при положительном результате будет звонить первым, терпеливо ждите условленного времени. Будьте готовы, что вам могут отказать. В этом случае не стоит отчаиваться, надо искать другую вакансию.

При положительном ответе, обсудите условия выхода на работу.

Может получиться так, что вас пригласят на второй, а в некоторых случаях и третий этап собеседования. Постарайтесь пройти и его. Не бойтесь, если с вами последовательно будут беседовать руководители разных отделов фирмы: начиная с отдела кадров и заканчивая службой безопасности. Будьте выдержаны на всех этапах, ведь чем больше с вами общаются, тем выше ваши шансы попасть в эту компанию.

Занимаясь трудоустройством, помните, что все в ваших руках. С каждым отказом вы оттачиваете свое мастерство собеседование.

Если есть возможность, спросите у несостоявшегося начальника, по какой причине вам отказали, чтобы сделать выводы и исправить ошибки.

Самое главное, не теряйте уверенности в себе, ваше место ждет вас!

Наталья Мягкова
Статья из ноябрьского номера журнала

Гарантии студентам, получающим среднее специальное образование

В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение и успешно осваивающим бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

  • прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно – по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно – по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе – 50 календарных дней);
  • прохождения государственной итоговой аттестации – до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.
Предлагаем ознакомиться:  Постановление правительства оповышении пенсии за радоту во вредных условиях труда

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

  • работникам, допущенным к вступительным испытаниям, – 15 календарных дней;
  • работникам – слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации – 15 календарных дней;
  • работникам, обучающимся по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 15 календарных дней в учебном году;
  • для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – 4 месяца;
  • для сдачи итоговых государственных экзаменов – 1 месяц.

Дополнительно студентам, успешно осваивающим программы бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной форме обучения, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно, а работникам, осваивающим программы среднего профессионального образования, – половину стоимости проезда.

При этом размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно определяется коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ст. 325 ТК РФ).

Исполнение данной нормы работодателем в локальных нормативных актах либо в трудовых договорах позволит минимизировать финансовые расходы, если работник злоупотребляет своими правами. Подобная позиция подтверждена, в частности, в Апелляционном определении ВС Республики Коми от 27.02.2014 по делу № 33-919/2014г.

Работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной формам обучения, на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации по их желанию устанавливается рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. На время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели. Такое желание рекомендуется оформлять, составляя соответствующее дополнительное соглашение с указанием способа получения гарантии.

Важно, что указанные выше гарантии и компенсации установлены для работников, которые проходят обучение в заведениях, имеющих соответствующую государственную аккредитацию. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, устанавливаются коллективным или трудовым договором.

Статьей 174 ТК РФ установлено, что работникам, успешно осваивающим программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

  • прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах – по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов – по 40 календарных дней;
  • прохождения государственной итоговой аттестации – до двух месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы среднего профессионального образования;
  • работникам, допущенным к вступительным испытаниям, – 10 календарных дней;
  • работникам, получающим среднее профессиональное образование по очной форме обучения и совмещающим получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 10 календарных дней в учебном году;
  • для прохождения государственной итоговой аттестации – до 2 месяцев.

Правила предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 409.

Гарантии и компенсации аспирантам и приравненным к ним

В соответствии со ст. 173.1 ТК РФ работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеют право на:

  • ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;
  • один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 процентов получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), а также лица, являющиеся соискателями ученой степени кандидата наук, имеют также право на предоставление им по месту работы ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью три месяца для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук с сохранением среднего заработка.

Отпуск соискателям ученой степени кандидата наук или доктора наук предоставляется в порядке, предусмотренном законодателем в отдельном нормативном акте (п. 4.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ). Данный порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 409.

Отпуск предоставляется с сохранением средней заработной платы продолжительностью соответственно 3 месяца для подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и 6 месяцев для подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Важно, что отпуск соискателям предоставляется на основаниях, предусмотренных в указанном постановлении Правительства РФ, а не в соответствии со ст. 177 ТК РФ, т.е. справка-вызов не может служить основанием для предоставления отпуска соискателю ученой степени. Основание для предоставления отпуска – это ряд документов, которые соискатель обязан передать работодателю в определенные законодателем сроки:

  1. Письменное уведомление о предполагаемом отпуске в связи с защитой диссертации (не позднее чем за 1 год до начала отпуска).
  2. Выписка из решения диссертационного совета о приеме диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук о приеме диссертации к защите (данная выписка должна быть предоставлена не позднее 10 рабочих дней со дня вынесения решения).
  3. Заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности (вместе с выпиской из решения).

На основании этих документов работодатель принимает решение о предоставлении отпуска соискателю. Такое решение должно быть принято в течение 5 рабочих дней со дня представления соискателем выписки и заявления о предоставлении отпуска.

Прекращается подобный отпуск в связи с истечением срока его предоставления, снятия соискателем диссертации с защиты на диссертационном совете, принятия указанным советом решения о диссертации (положительным или отрицательным) либо по заявлению соискателя.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

Важно, что выписки из решений диссертационного совета подписываются председателем и ученым секретарем диссертационного совета, подписи заверяются печатью организации, на базе которой создан диссертационный совет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector