Подсудность по пенсионным спорам

Кстати сказать

Согласно п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

  • при цене иска до 10 000 руб. — 4% цены иска, но не менее 200 руб.;
  • при цене иска от 10 001 руб. до 50 000 руб. — 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10 000 руб.;
  • при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. — 600 руб. плюс 2% суммы, превышающей 50 000 руб.;
  • при цене иска от 100 001 руб. до 500 000 руб. — 2600 руб. плюс 1% суммы, превышающей 100 000 руб.;
  • при цене иска свыше 500 000 руб. — 6600 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет:

  • для физических лиц — 100 руб.;
  • для организаций — 2000 руб.

В данной статье мы рассмотрим вопросы, относящиеся к этой категории.

Следует отметить мнение Верховного Суда РФ, перекликающееся с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной последним в постановлении от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

Верховный Суд РФ подчеркнул, что согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем.

Обратите внимание! Невыполнение обязанности работодателя по уплате обязательных страховых взносов в ПФР не является основанием для исключения данных периодов работы из страхового стажа работника

Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или частично страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10.07.2007, т. е. до даты принятия Постановления № 9-П) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

В то же время неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями и самостоятельно уплачивающими за себя страховые взносы (например, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые они не платили страховые взносы в ПФР.

Что касается других разъяснений Верховного Суда РФ, озвученных в Постановлении № 30, прежде всего остановимся на тех, что касаются норм пенсионного законодательства, вступивших в силу после 20.12.2005, а значит, не рассмотренных в Постановлении № 25.

валоризация расчетного пенсионного капитала

Много внимания уделяется Верховным Судом РФ вопросам, связанным с порядком осуществлении валоризации расчетного пенсионного капитала.

НА № 1,5,6‘2010Валоризация расчетного пенсионного капитала была введена с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»», внесшим в том числе значительные изменения в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях).

Словарь кадровика Валоризация (от фр. valoir — ценить, подходить) — мероприятия, проводимые государством по переоценке или повышению стоимости товаров, ценных бумаг, валюты, пенсий, социальных выплат и другого капитала

С 1 января 2010 г. трудовые пенсии условно делятся на две части, каждая из которых определяется по самостоятельным правилам.

1. Фиксированный базовый размер пенсии, величина которого выражается в твердой сумме, указанной в законе (эта сумма подлежит индексации в составе общей суммы пенсии по одинаковым для всей суммы правилам).

Предлагаем ознакомиться:  Бухгалтер по работе с поставщиками обязанности

2. Часть, приходящаяся на сумму, размер которой зависит от величины расчетного пенсионного капитала гражданина (пенсионера).

В Постановлении № 30 Пленум Верховного Суда РФ указал, на какие элементы при валоризации расчетного пенсионного капитала следует обратить особое внимание.

Элемент 1. Валоризации подлежит расчетный пенсионный капитал, определенный при оценке пенсионных прав застрахованных лиц. Казалось бы, в этом нет ничего сложного, тем более это прямо предусмотрено законодательством. Однако на практике встречаются случаи, когда граждане пытаются требовать проведения валоризации либо всей суммы расчетного пенсионного капитала, либо размера трудовой пенсии.

https://www.youtube.com/watch{q}v=QKoVLOP6EmE-Единовременная

Элемент 2. В связи с увеличением пенсии вследствие валоризации учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.1991 без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажево- го коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет.

Обратите внимание! К дополнительным следует относить документы, содержащие новые сведения, ранее не представлявшиеся в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о среднемесячном заработке, общем трудовом стаже и (или) стаже на соответствующих видах работ, не учтенные при оценке пенсионных прав

Элемент 3. «Технический» (организационный) порядок проведения валоризации.

Валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов. В случаях представления дополнительных документов размер трудовой пенсии, исчисленный с учетом сумм валоризации, подлежит перерасчету.

Если гражданин, получающий трудовую пенсию по состоянию на 01.01.2010, представил дополнительные документы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 включительно, то требование о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с 01.01.2010.

Подсудность по пенсионным спорам

При представлении дополнительных документов по истечении указанного периода, т. е. после 01.01.2011, требование о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты дополнительные документы и заявление о перерасчете размера трудовой пенсии.

Если судом будет установлено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, необоснованно не учли при валоризации представленные гражданином в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 дополнительные документы (например, представленные документы имеются в пенсионном деле, но не были учтены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при перерасчете размера трудовой пенсии), суд вправе возложить на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом суммы валоризации с 01.01.2010.

С 1 января 2010 г. РПК может складываться из трех составляющих его долей (частей).

Часть 1. За период с 1 января 2002 г. доля РПК формируется на основании страховых пенсионных взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо.

Часть 2. За период до 1 января 2002 г. доля РПК исчисляется через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных на 1 января 2002 г., установленный ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Часть 3. Сумма валоризации (СВ). С 1 января 2010 г. валоризации (или увеличению) подлежит доля (часть) РПК, исчисленная через механизм оценки пенсионных прав. Соответственно, доля (часть) РПК, сформированная из страховых пенсионных взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо с 1 января 2002 г., а также фиксированный базовый размер пенсии валоризации (увеличению) не подлежит.

Таким образом, с 1 января 2010 г. РПК у гражданина может состоять либо из одной доли или части (например, у тех, кто впервые приступил к трудовой деятельности начиная с 1 января 2002 г. или позднее), либо из трех. Двух долей (частей) в РПК быть не может, поскольку, если у гражданина имеется доля РПК, определенная с помощью оценки пенсионных прав, она подлежит валоризации. Соответственно должна определяться сумма валоризации, являющейся третьей долей (частью) РПК.

Сумма валоризации составляет 10% величины РПК, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, и сверх того 1% величины этого расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. (ст. 30.1 Закона о трудовых пенсиях).

СВ = ПК1 х [0,1 (0,01 х ОТС)], где

СВ — сумма валоризации;

ПК1 — часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях с учетом суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения гражданину соответствующей трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии);

ОТС — общая продолжительность трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ) в полных годах, приобретенного до 01.01.1991.

Предлагаем ознакомиться:  Наследование по праву представления

В целях валоризации величины РПК в общий трудовой стаж засчи- тываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при оценке пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (п. 2 ст. 30.1 этого Закона).

Таким образом, при осуществлении валоризации необходимо выяснить, в каком порядке у гражданина была проведена оценка пенсионных прав.

Пленум Верховного Суда РФ дал необходимые разъяснения непосредственно по вопросам оценки пенсионных прав и порядка такой оценки (п. 28 Постановления № 30). Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. проводится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, но не позднее 1 января 2013 г.

Обратите внимание! Механизм оценки пенсионных прав заключается в определении условной пенсии. Условной пенсией в п. 30 Закона о трудовых пенсиях называют расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц

Если же обобщить и упростить механизм оценки пенсионных прав, предусмотренный ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, то он заключается в определении условной пенсии, которая полагалась бы гражданину по состоянию на 1 января 2002 г. исходя из норм законодательства, действовавшего на 31 декабря 2001 г.

Условную пенсию (если гражданин уже являлся пенсионером на 31 декабря 2001 г., то в расчет может быть принята не условная, а его реальная пенсия) по формуле, указанной в п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, переводят в расчетный пенсионный капитал, составляющий долю (часть) общего расчетного пенсионного капитала до 1 января 2002 г.

Подсчет указанной условной пенсии с применением общего трудового стажа может производиться по двум вариантам (по более выгодному для гражданина), для каждого из которых применяется в том числе разный порядок подсчета указанного стажа.

Вариант 1. Этот вариант определения РП практически идентичен порядку определения размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (далее — ИКП), который был предусмотрен законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г., введенным в Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 340-I) Федеральным законом от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

При данном варианте определения РП в общий трудовой стаж включаются только периоды работы и иной деятельности, предусмотренные законодательством, исчисленные в календарном порядке (т. е. один месяц работы и иной деятельности за один месяц стажа), в том числе протекавшие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Включается ли в общий трудовой стаж период военной службы{q}

Согласно абз. 16 п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в общий трудовой стаж застрахованного лица включается служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской войны и Великой Отечественной войны.

установление досрочных трудовых пенсий

Верховным Судом РФ подтверждено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.

Таким образом, при необходимости к соответствующим периодам работы, в частности, могут быть применены нормы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения), которое в настоящее время утратило силу.

Предлагаем ознакомиться:  Какие выплаты при переводе с одной организации в другую

1.1. Включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

В Постановлении № 30 Пленум Верховного Суда РФ вернулся к спорам, возникающим в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком.

В пункте 15 Постановления № 25 было отмечено, что при разрешении таких споров следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом этой позиции Верховного Суда РФ у органов ПФР сложилась практика, согласно которой отпуск по уходу за ребенком засчитывал- ся в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующим образом:

  • периоды указанного отпуска до 06.10.1992 включались в данный стаж;
  • периоды указанного отпуска, имевшие место с 06.10.1992 и позднее, не включались в данный стаж.

Однако впоследствии Верховный Суд РФ указал, что если отпуск по уходу за ребенком (до достижения им полутора или трех лет) начался у матери в период до 06.10.1992, то в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости подлежит включению весь период такого отпуска (в том числе та его часть, которая приходится на период после 06.10.1992) (см.

Как мы видим, подходы Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении № 25 и в более поздних решениях, не совсем идентичны, в связи с чем практика применения законодательства по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком была неоднозначна.

С учетом изложенного в Постановлении № 30 Пленума Верховного Суда РФ позиция о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком была уточнена и приведена в соответствие с последними решениями Верховного Суда РФ (п. 27).

В Постановлении № 30 говорится, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

12. Споры, возникающие при назначении пенсий лицам, осуществляющим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Верховным Судом РФ была отдельно рассмотрена ситуация, связанная со спорами при назначении пенсий лицам, осуществляющим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, о включении им в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям.

Так, в Москве существует Ассоциация частных многопрофильных клиник, а в Санкт-Петербурге — Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга. Указанные клиники, занимаясь соответствующей деятельностью по охране здоровья населения, не имеют официального юридического статуса учреждений.

Верховный Суд РФ подчеркнул, что судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (ст. 120 ГК РФ).

13. Назначение досрочных трудовых пенсий работникам летно-ис- пытательного состава.

Для указанных работников с 01.01.2010 были введены новые правила назначения трудовой пенсии, а также пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Согласно п. 1 ст. 27.1 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно- испытательном составе и непосредственно занятым в летных

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector