Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

Нормативная база по вопросам квотирования

Порядок распределения квот установлен ст. 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 (в ред. от 29.12.2017). Согласно ст. 24 ФЗ №181, работодатель обязан:

  • формировать рабочие места для граждан с инвалидностью;
  • создавать подходящие трудовые условия в рамках плана реабилитации гражданина с группой инвалидности;
  • составлять отчеты, готовить внутренние нормативные акты о создании рабочих мест для инвалидов;
  • предоставлять в органы занятости населения данные о том, как выполняется программа по квотированию.

Обязанность работодателей по оповещению ЦЗН прописана в ст. 25 ФЗ №1032-1 «О занятости населения в РФ».

Определение понятия квоты и квотирования рабочих мест

Квота — это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотирование рабочих мест — установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Сколько составляет квота, и кто должен предоставлять рабочие места{q}

В бухгалтерском учете добровольно уплачиваемая в целевой бюджетный фонд компенсационная стоимость рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов может включаться в состав прочих расходов в соответствии с п. п. 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли учитываются любые расходы, удовлетворяющие критериям, установленным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. В частности, расходами в налоговом учете признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

По нашему мнению, указанные расходы соответствуют принципу экономической оправданности расходов, так как внесение платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты является обязанностью работодателя, возложенной на него Законом, и направлены на получение дохода — уплата обязательных платежей, возложенных на организации в соответствии с законодательством, является частью хозяйственной деятельности организации.

Отметим, что гл. 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, организация имеет право учесть произведенные расходы на уплату компенсационной стоимости рабочего места в составе внереализационных расходов.

https://www.youtube.com/watch{q}v=w-BPSTau38w

Между тем налоговые и финансовые органы придерживаются позиции, что такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (Письма Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/2/1, от 24.04.2008 N 03-03-06/1/294, ФНС России от 22.06.2010 N ШС-37-3/4638@, УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/026835@, от 05.05.

2010 N 16-15/047216@, от 02.10.2009 N 16-15/102999), ссылаясь на Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45, в котором указано, что Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» противоречит Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым компенсационная выплата не предусмотрена.

Аналогичные решения были приняты Постановлениями ФАС Московского округа от 20.08.2010 N КА-А40/9354-10-П-2, от 18.06.2010 N КА-А40/5743-10, от 29.03.2010 N КА-А40/2482-10.

Также, по мнению финансистов, уплата компенсационной стоимости носит добровольный характер, а не обязательный.

Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

Так как внесение платы за каждого не трудоустроенного на квотируемые места инвалида не является обязательным условием осуществления деятельности налогоплательщиков, то расход на добровольное внесение этой платы не учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 49 ст. 270 НК РФ (см.

Кроме того, по мнению специалистов финансового департамента, данный расход не направлен на получение прибыли, как того требует ст. 252 НК РФ, а является своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите, следовательно, к таким выплатам можно применить норму п. 2 ст. 270 НК РФ.

Хотя ранее в Письме от 31.01.2008 N 03-03-06/1/64 специалисты Минфина России пришли к противоположному выводу: в случае если организацией не может быть выполнено условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в целевой бюджетный фонд.

Поэтому затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения, предусмотренных ст. 2 Закона N 90, по мнению Минфина России, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном гл. 25 НК РФ порядке.

Несмотря на противоположную позицию Минфина России по данному вопросу, полагаем, что организация вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты по уплате в бюджет компенсационной стоимости квотируемого рабочего места на основании ст. 252, пп. 49 п. 1 ст. 264 и пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ и у нее есть шансы отстоять свое право в суде.

Так, складывающаяся на сегодня судебная практика по указанным расходам принимается в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 25.01.2013 N Ф05-15459/12 по делу N А40-134004/2011-129-555, от 22.01.2013 N Ф05-15455/12 по делу N А40-60377/2012-91-338, от 31.03.

Если же во избежание налоговых споров Организация примет решение не учитывать плату за квотирование рабочих мест в целях налогообложения прибыли, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Норматив для трудоустройства инвалидов устанавливается региональными законами субъектов РФ в пределах, утвержденных ст. 21 ФЗ №181. Квота – это минимальное количество или доля рабочих мест для граждан с группой. Данный показатель включает в себя долю инвалидов, вошедших в штат, и тех, кого работодатель должен трудоустроить.

Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

Размер квоты выражается в процентах от средней численности сотрудников и составляет:

  1. до 3% для работодателей со штатом от 35 до 100 человек;
  2. до 4% при количестве работников более сотни человек.

Средний показатель численности персонала для вычисления квоты рассчитывается без учета рабочих мест с условиями труда, которые вредны или опасны для здоровья. Кроме того, в расчет не берется штат филиалов, расположенных в других районах или регионах.

Региональные власти имеют право увеличивать процент квоты, поэтому в субъектах РФ показатели отличаются. Нормы по квотированию обязаны выполнять любые компании, независимо от их организационной и правовой формы. Общий порядок квотирования установлен для частных фирм и госучреждений, например, для МВД.

Предлагаем ознакомиться:  В договоре о полной коллективной ответственности не прописано передаваемое имущество

Отдельные организации освобождены от обязанности по приему на работу инвалидов, к таковым относятся:

  • общественные объединения инвалидов (ООИ);
  • организации, созданные ООИ;
  • товарищества и акционерные общества с уставным капиталом, образованным из вкладов ООИ.

Таким образом, компании обязаны выполнять проценты квот, установленные местными властями, и отчитываться в ЦЗН. Каждый работодатель ежегодно подает отчет о наличии квот, о трудовых условиях, созданных для инвалидов.

https://www.youtube.com/watch{q}v=R10PVPOoTQA

Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.

Процедура трудоустройства осуществляется несколькими способами:

  1. инвалид лично и напрямую обращается к работодателю;
  2. сотрудник приходит и принимается по объявлению;
  3. специалист с инвалидностью направляется из ЦЗН после подачи запроса от имени организации;
  4. работодатель находит специалиста на ярмарке вакансий для людей с инвалидностью.

Для получения работы гражданин (чаще всего это инвалид 3 группы) подает запрос в службу занятости. Если человек подходит по квалификации, то направляется в организацию на собеседование. При необходимости инвалид может пройти обучение новой специальности или курсы переквалификации при содействии ЦЗН.

Работодатель должен принять подходящего по квалификации инвалида сразу, то есть без испытательного срока. По завершении собеседования соискатель предоставляет в отдел кадров пакет документов и снимается с учета в ЦЗН. Организация направляет отчет о принятии гражданина на работу.

Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

Минимальная норма считается выполненной, если работодатель трудоустроил инвалидов на специально оборудованные рабочие места или перечислил компенсационную выплату. Организации, которые не приняли требуемое количество граждан с инвалидностью, будут обязаны платить компенсацию в Фонд содействия трудоустройству инвалидов (ФСТИ).

Компенсационный платеж взимается ежемесячно за каждое незаполненное инвалидом рабочее место в пределах квоты.

Минимальный размер компенсации составляет 7800 руб. в месяц, но она может быть увеличена на уровне регионов.

Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

Размер платежа утверждается в годовом бюджете субъекта РФ. Выплата будет индексироваться с учетом величины прожиточного минимума для гражданина трудоспособного возраста.

Компенсационные выплаты, поступающие в ФСТИ, планируют направлять на решение следующих задач:

  • организация курсов, стажировок для инвалидов;
  • создание и оборудование рабочих мест для граждан с инвалидностью;
  • формирование условий для ведения инвалидами предпринимательской деятельности;
  • поощрение и стимулирование организаций за превышение квот.

Налоговая служба будет предоставлять региональным властям сведения о выплаченных работодателями компенсациях за невыполнение квоты.

Федеральное законодательство

Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).

Для инвалидов. Согласно ст. 21, п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ), п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников с предоставлением в установленном порядке информации, необходимой для организации занятости инвалидов.

В разных регионах размер квоты различается, но он может быть установлен только в пределах федеральных минимума (2% от среднесписочной численности работников) и максимума (4%) (ст. 21 Закона N 181-ФЗ).

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации;

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Информирование центра занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1.

Кроме того, Федеральным законом от 23.02.2013 N 11-ФЗ установлено, что компании также должны сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах.

Иными словами, работодатели должны принимать локальные акты, содержащие сведения о том, какие для инвалидов созданы и выделены рабочие места. Причем такую информацию обязательно ежемесячно направлять в территориальный орган службы занятости.

Ответственность и ограничения за невыполнение требований квотирования

Основание Сумма штрафа Ответственное лицо
Невыполнение обязанностей по созданию нужного числа оборудованных рабочих мест для инвалидов согласно действующей квоте 5000 – 10000 руб. Должностное лицо
Отказ от трудоустройства инвалида в пределах квоты
Непредставление необходимых сведений в отдел занятости населения (искажение информации, нарушение сроков при подаче отчета) 300 – 500 руб. Должностное лицо
3 000 – 5 000 руб. Юридическое лицо

Размер штрафных санкций может быть увеличен по решению местных органов самоуправления.

Работодатели, нарушающие требования законодательства об обязательном трудоустройстве инвалидов, столкнутся с ограничениями. Такие организации полностью лишатся поддержки государства, не смогут участвовать в государственных закупках, а также трудоустраивать иностранных сотрудников.

Применение ПБУ 18/02

В соответствии с п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций » ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест, добровольно уплачиваемая организацией в целевой бюджетный фонд квотирования, не учитываемая в составе расходов в целях налогообложения прибыли, образует постоянную разницу, приводящую к возникновению постоянного налогового обязательства.

Заключение

Минимальное число рабочих мест для инвалидов варьируется от 2 до 4% от общей численности сотрудников. Квота считается выполненной, если работодатель официально трудоустроил требуемое количество граждан с инвалидностью или заплатил компенсацию. Вносы перечисляются в фонд трудоустройства инвалидов ежемесячно за каждое незаполненное рабочее место.

Прочтите также: Налоговые льготы для инвалидов 2 группы в 2019 году

Закон о квотировании: регламенты, участники, основные субъекты

Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

Защита прав инвалидов на трудоустройство проводится на всех уровнях власти: от федерального до муниципального, и регулируется специальными актами.

Основными законами, которые защищают права инвалидов при трудоустройстве, являются:

  • 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»;
  • 1031-1 «О занятости населения».

Квотирование рабочих мест для инвалидов производится в такой пропорции:

  • 2-4% от штатного списка в фирмах и организациях, где официально устроено более 100 человек;
  • До 3% – в компаниях, где трудится 35-100 человек.

В фирмах с меньшей численностью квоты предоставляются по желанию работодателя: это не может быть вменено в обязанность. Соответственно, и отчитываться им о выделении и оборудовании таких мест нет необходимости.

При расчете квоты в штатный список не включаются те сотрудники, которые задействованы на специфических условиях труда. Предприятия, где все рабочие места относятся к вредному либо опасному производству, тоже могут не выделять никаких вакансий.

Предлагаем ознакомиться:  Договор материальной ответственности машинимста автогрейдера

https://www.youtube.com/watch{q}v=tpWyCNaEbvs

От квотирования освобождаются:

  • Объединения инвалидов;
  • Предприятия, чей уставной капитал сформирован инвалидами.

Региональные власти должны непосредственно исполнять требования федерального законодательства и контролировать исполнение работодателями своих обязанностей по предоставлению социальных гарантий людям с ограниченными возможностями здоровья.

Местные власти имеют право:

  • Увеличить объем квот или снизить его до минимума;
  • Исполнить предусмотренные квоты.

Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

В полномочия региональных органов власти входят и следующие действия:

  • Организация перепрофилирования для инвалидов (обучение их новым профессиям);
  • Предоставление льгот для инвалидов-предпринимателей и вовлечение их в предпринимательскую деятельность;
  • Поддержка предприятий, трудоустраивающих инвалидов в пропорции, больше, чем предусмотрено нормативами.

В большинстве субъектов РФ нормы местного законодательства предусматривают установление такого же количества квотированных мест, как и на федеральном уровне. При этом в некоторых из них, например, в Ставрополье и в Ульяновской области за норму принята верхняя граница квоты.

В Москве и Санкт-Петербурге установлены свои требования, которые в целом не выходят за общероссийские рамки.

В Нижнем Новгороде, к примеру, норма мест для инвалидов снижена до 2% (т.е. до минимального установленного порога), но при этом работодатель обязан выделить 1% от общего числа мест для других льготников – детей-сирот и несовершеннолетних детей, попавших в сложное финансовое положение.

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства.

Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2018 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов.

Регионы могут устанавливать свои квоты, например, для молодежи

Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2018 году в Москве подчиняется отдельному местному закону. Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью. Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности.

Основные понятия

Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан.

По сути, это аренда в организациях рабочего места

Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья
Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости
Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией
Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина

Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов.

К таким относятся следующие организации:

  1. У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек. Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
  2. Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  3. Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.

Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны.

Даже если вы выполняете все условия квотирования, налоговых «подарков» не ждите

В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

Изначально следует обратиться к Федеральному закону России №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Именно этот документ определяет, каким образом будет проходить распределение квот. Об этом говорится в статье 21.

Согласно Федеральному закону №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, работодатель должен оповещать Центр занятости о том, насколько выполнена программа по квотированию на его предприятии. Положения по этому поводу находятся в статье 25 ФЗ.

По городу Москва установлены правила по квотированию в дополнительном законодательном акте “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве” №742-ПП.

Чтобы узнать точное количество квот, стоит обрабатывать именно эти документы. Поскольку в Москве эти показатели будут более высокими, чем в других областях страны.

В данном случае действует простой алгоритм того, как оформить инвалида на рабочее место. Ведь изначально государство устанавливает количество мест, на которые работодатель должен трудоустроить граждан с инвалидностью.

Эта процедура может быть осуществлена такими способами:

  1. Инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места.
  2. Работодатель разместил объявление о поиске такого сотрудника и трудоустроил его.
  3. Предприятие направило запрос в Центр занятости населения и уже эта организация направила специалиста.
  4. Получение специалиста возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Все эти варианты трудоустройства возможны и дальнейший алгоритм оформления гражданина на должность будет стандартным.

Законодательство России говорит о том, что основным субъектом квотирования становится организация, в которой официально трудоустроено более 100 человек.

Для таких компаний местные власти будут устанавливать проценты квот, которые они должны будут выполнить и отчитаться перед контролирующими органами.

Если же на предприятии работает от 35 до 100 человек, государство устанавливает норму по квоте, которая не должна превышать 3 процента от числа сотрудников.

Для тех же, у кого количество рабочих менее 35 человек подобных норм не установлено. Не входит в систему та организация или предприятие, в котором уставный капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Для того, чтобы получить рабочее место по квоте, следует обратиться в Центр занятости. Но таким вариантом может воспользоваться только тот гражданин, у которого установлен статус инвалида третьей группы.

Иначе официально стать на учет не получится и искать работу придется используя другие методы. В данном же случае гражданин будет зарегистрирован и в случае наличия у него образования, ему будут подбирать вакансии.

Здесь возможно и понадобится прохождение переквалификации в связи с заболеванием или же получение соответствующего образования.

Посредством запроса работодателя в Центр занятости, гражданин и получает возможность попробовать свои силы на собеседовании. Если он подойдет в плане квалификации, то его будут трудоустраивать официально.

В случае с инвалидом работодателя обязывают принимать гражданина на работу сразу. Испытательный срок к ним применяться не может. 

Предлагаем ознакомиться:  Как отменить судебный приказ{q} - Гестион

Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

  • прохождение собеседования;
  • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
  • снятие с учета в Центре занятости;
  • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.

Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

Санкт-Петербург Устанавливает показатель в 2,5%
Для Москвы Норма составляет 4%
Карелия Обязывает принять 3% таких работников

Процедура трудоустройства инвалида

Работодатель не должен заниматься самостоятельным поиском работника-инвалида, но если тот обратится – должен принять его на работу (конечно, если сотрудник соответствует предъявляемым квалификационным требованиям). При этом на предприятии должны быть созданы все условия для осуществления таким сотрудником своих профессиональных обязанностей.

Для предприятия

В целом процедура квотирования «инвалидных» рабочих мест выглядит так:

  1. Работодатель разрабатывает положения и приказы в соответствии со спецификой своего предприятия (учитывается численность штата и вредность производства);
  2. Акты подписываются и издаются;
  3. Сведения о квотах поступают в местный Центр занятости населения (ЦЗН);
  4. Производится наем на работу инвалида;
  5. Для полноценного осуществления труда новому специалисту выделяются все необходимые материалы и инструменты;
  6. Направляется отчет в контролирующие органы о выполнении требований по оборудованию мест и предоставлению должностей для сотрудников со ограниченными возможностями здоровья.

Если даже инвалид пока не принят на работу, вакансия всё равно должна быть предоставлена.

К числу документов, которые необходимо создать на предприятии, относятся «Положение о квотировании» и Приказ о выделении вакансий.

В Положении указываются:

  • Число выделенных квот;
  • Категории граждан, принимаемых по ним (инвалиды, дети-сироты, иностранцы и т.д.);
  • Какие мероприятия должны быть проведены для обеспечения выполнения Положения;
  • Порядок оформления на работу специалиста с инвалидностью;
  • Ответственное лицо за выполнение всех условий.

В Приказе о выделении вакансий указываются конкретные данные:

  • Должность, которая будет предоставлена инвалиду;
  • Порядок исполнения им своих трудовых обязанностей (в т.ч. режим работы);
  • Ответственное за исполнение приказа лицо.

Решение о выделении новых льготных мест принимается на основе штатной численности. Если на предприятии трудится 35 человек, то для инвалида должно быть выделено хотя бы одного рабочее место.

(общее число работников – сотрудники, занятые на вредном производстве) * норма квотирования, определенная законом

Например, на заводе трудится 200 человек, 50 из которых работают в опасных и сложных условиях. При квоте в 2% работодатель должен зарезервировать (200 – 50) * 2% = 3 рабочих места для инвалидов.

Если в итоге после вычислений получается дробное значение, то используется стандартное правило округления: при значении до 0,5 – в меньшую сторону, при 0,5 и более – в большую.

Для соискателя

Возможность устроиться по квоте есть только у инвалида 3 группы, который имеет статус трудоспособного (т.е. не обладает заболеванием, делающим осуществление любой трудовой деятельности невозможным).

https://www.youtube.com/watch{q}v=IeX5SKA_ZYg

Порядок действий таков:

  1. Соискатель обращается в Центр занятости со всеми имеющимися документами на руках, подтверждающими его статус инвалида, а также наличие необходимого образования и минимального опыта работы;
  2. Специалисты Центра подыскивают вакансии из числа предлагаемых работодателями по квоте и направляют соискателя по одному из мест;
  3. Кандидат пребывает к работодателю, проходит собеседование;
  4. В случае решения в пользу инвалида производится официальное трудоустройство.

По инициативе работодателя, ЦЗН либо по собственному желанию будущий сотрудник может пройти переквалификацию, чтобы занять желаемую должность. Порядок перепрофилирования прописывается в Центре, чаще всего это бесплатные 1-2-недельные курсы, по окончании которых выдается сертификат или диплом.

Оформление на работу производится по стандартной процедуре:

  1. Подписывается трудовой договор;
  2. Работник знакомится с внутренними документами, техникой безопасности и должностной инструкцией, а затем выходит на работу.

В самом договоре или приложении к нему может быть оговорен особый режим труда, к примеру, увеличенная продолжительность обеда или возможность какие-то часы работать удаленно.

При желании работодатель может превысить квоты по найму инвалидов, если соискатель соответствует всем требованиям.

Куда и в какие сроки предоставляется отчетность

  • Количество свободных вакансий вобщем;
  • Число квотированных мест для льготников – инвалидов, детей и других категорий;
  • Количество устроенных инвалидов;
  • Меры, предпринятые для выполнения требований законодательства об инвалидах (например, о создании специально оборудованного места для работы).

Аналогичный отчет необходимо предоставлять и в органы статистики.

Ответственность за квотирование рабочих мест для инвалидов

От данной обязанности освобождены малые предприятия и ИП.

Как проходит проверка

Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.

В нем указано, что имеется два вида проверок:

  1. Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
  2. Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.

Проверки проводятся в двух форматах:

  • Выездные с контролем на месте;
  • Документарные с проверкой подаваемых отчетов.

Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:

  1. Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
  2. В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
  3. Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
  4. В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
  5. По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
  6. По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.

Закон о квотировании

При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.

Ответственность и штрафы за нарушения

Если руководитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

В случае нарушения сроков предоставления отчетности штраф будет такой:

  • 10-20 тысяч рублей для должного лица;
  • 20-70 тысяч для самой организации (юрлица).

При повторном нарушении штрафы удваиваются.

Местные органы власти могут ужесточить эти санкции, так как выплаты по данным штрафам поступают в региональный бюджет. Поэтому имеется смысл выполнить все требования.

https://www.youtube.com/watch{q}v=rQJfQ2-NyCU

Работодателя контролирующие органы могут привлечь к ответственности и за то, что:

  • На предприятии не создано подходящих рабочих мест;
  • Отсутствует нормативная база;
  • «Инвалидные» места созданы чисто на бумаге без реального выделения квот.

Инвалиды обычно направляются на потенциальное место работы через местный ЦЗН. При этом должностное лицо должно регулярно направлять в контролирующие организации отчеты об исполнении нормативных требований и количестве принятых на работу инвалидов. За отсутствие квот и документов или срыв сроков сдачи отчета предусмотрен штраф.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector