Отношения между субъектами права

Объекты конституционно-правовых отношений

В сферу конституционного права попада­ет только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объе­му эти отношения весьма важны.

Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.

Или, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.

Пример

Юридический факт — это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.

В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ». Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.

Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

Наряду с действиями, совершаемыми по воле субъектов правонарушения — государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных граждан, юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает избирательную комиссию внести его в этот список.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

  1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.
  2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

1.  В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

  • конкретные;
  • общие;
  • правовые состояния (особый вид).

Подробнее

В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм — правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений — возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Предлагаем ознакомиться:  Сдать на права в другом городе без прописки

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность — четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования:

  • постоянные(срок их действия не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях, напр., смерть гражданина прекращает отношения по гражданству);
  • временные (возникают в результате реализации конкретных норм — правил поведения; с выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются, напр., правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Подробнее

Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм — правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость.

В
соответствие со статьей 4 ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской
Федерации», Конституционный Суд
Российской Федерации действует в составе
19 судей, назначаемых на должность Советом
Федерации по представлению Президента
Российской Федерации.

а)
федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации;

б)
конституций республик, уставов, а также
законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;

в)
договоров между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, договоров между
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации;

г)
не вступивших в силу международных
договоров Российской Федерации;

Определение и основные признаки правоотношения

Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь по поводу определенного объекта, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношения — разновидность общественных отношений. Они обладают как общими признаками, характерными для всех отношений, так и специальными (юридическими), присущими только им.

Общие признаки правоотношения:

  • — это реальное взаимодействие людей или их объединений (государства, политических партий, общественных организаций, корпораций, фирм и т.п.) между собой;
  • — правоотношение имеет двусторонний характер;
  • — одна из сторон правоотношения всегда индивидуализирована, т.е. четко определена.

Специальные (юридические) признаки:

  • — правоотношение возникает только на основе норм права;
  • — его участников связывают субъективные права на одной стороне и юридические обязанности — на другой;
  • — права и обязанности сторон, их статус и само правоотношение находятся под защитой государства;
  • — исполнение обязанностей, реализация прав обеспечиваются возможностью государственного принуждения;
  • — как и нормы права, правоотношение носит системный характер, возникает, изменяется и прекращает свое существование в правовой системе конкретного общества.

Международно-правовые отношения имеют свою специфику функционирования и обеспечения их реализации.

Структуру правоотношения составляют субъекты -участники правоотношения (физические лица, организации); объекты — те материальные и духовные блага, ради которых люди вступают в правовые отношения друг с другом; содержание — субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами правоотношения.

Субъекты правоотношений — участники правоотношения, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права.

Субъектами правоотношений могут быть индивиды, их организации, социальные общности. Все они обладают правосубъектностью. Правосубъектность есть предусмотренное нормами права свойство быть участником правоотношений. Это определенное правовое состояние конкретного субъекта права.

Индивиды или физические лица — основная часть субъектов права. К индивидам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством. Правосубъектность граждан представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов правоспособности и дееспособности.

Правоспособность — предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Разграничение право- и дееспособности характерно в основном для гражданского права, поскольку правоспособность гражданина возникает в момент его рождения, а дееспособность — по достижении определенного возраста. Каким же образом осуществляются права и исполняются обязанности, если участником правоотношения выступает недееспособное лицо?

В таких случаях недостающие элементы правосубъектности восполняются другими лицами. В гражданском праве существует институт представительства. Представитель (родитель, попечитель, опекун — ст. 28 ГК РФ) своими действиями реализует права и исполняет обязанности от имени недееспособного участника правоотношения.

В других правовых отраслях право- и дееспособность разделяются в исключительных случаях — в сфере юридической ответственности, а как правило, подразумевается, что они появляются у гражданина одновременно и его правовое положение характеризуется единой правосубъектностью. Правовое положение граждан Российской Федерации в целом характеризуется наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, а также гарантии, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленных в актах международного права.

Отношения между субъектами права

Помимо общего (конституционного) правового статуса, граждане имеют специальный статус, который определяется более конкретными законами, например статус военнослужащего, работника милиции, пенсионера, судьи, студента и т.д.

Правоспособность и дееспособность граждан обычно одинаковы по объему. Однако в ряде случаев по закону или по решению суда лицо ограничивается в дееспособности. Так, по гражданскому законодательству малолетние в возрасте до 6 лет полностью недееспособны, ограничены в дееспособности малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние — в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 и 28 ГК РФ).

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией и производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Предлагаем ознакомиться:  Неотчуждаемые права победителей конкурса || Неотчуждаемые права победителей конкурса

Судом признаются недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Законом предусмотрена также возможность ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК РФ). Ограниченно дееспособный может совершать сделки (за исключением мелких бытовых) по распоряжению имуществом лишь с согласия попечителя.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, некоторые статьи УК РФ (например, об измене Родине) и т.д.

Организации как субъекты права характеризуются специальной правосубъектностью, а признанные в качестве юридических лиц — гражданской правоспособностью.

Специальная правосубъектность организаций выражается в их компетенции, т.е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделена организация для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных актах: законе, уставе, положении и т.н.

Гражданскую правоспособность имеют организации, признанные юридическими лицами. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Организации могут быть государственными и негосударственными.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на четыре группы:

  • 1) органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных отношений;
  • 2) государственные учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. К ним относятся государственные вузы, больницы, библиотеки, театры, музеи и т.д. Их деятельность в основном финансируется из государственного бюджета;
  • 3) государственные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действуют на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам в соответствии с нормами, предусмотренными п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ;
  • 4) государство в целом — это также организация, являющаяся субъектом права. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых, земельных, имущественных и иных правовых отношений.

К негосударственным организациям относятся органы и учреждения местного самоуправления, общественные и частные коммерческие организации.

На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальная власть и действуют органы этой власти (мэрии городов, администрации районов и других муниципальных образований, муниципальная милиция и т.д.), а также создаваемые этими органами муниципальные учреждения (больницы, школы, детские сады, библиотеки и т.д.) и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью.

К общественным организациям относятся партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно выступают в качестве субъектов имущественных правоотношений.

К частным коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие в сфере частного бизнеса (промышленность, торговля, банковская и страховая деятельность и т.д.). Все они являются юридическими лицами и, соответственно, субъектами гражданско-правовых отношений. Кроме того, они выступают участниками трудовых, финансовых, земельных и иных правоотношений.

Социальные общности (парод, нация, население региона, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума). В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Однако чаще всего социальные общности действуют через государственные и общественные организации.

4. Свобода труда, право на труд и трудовые права (статья 37).

Каждый
имеет право на свободное использование
своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности.
Предпринимательская и иная экономическая
деятельность регулируется гражданским
законодательством. Не допускается
экономическая деятельность, направленная
на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию.

Труд
свободен. Каждый имеет право свободно
распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и
профессию. Свобода труда реализуется
в формах заключения трудового договора,
членства в производственных кооперативах,
индивидуальной предпринимательской
деятельности и в иных формах.

Отношения между субъектами права

Принудительный
труд запрещен (исключения — не считаются
принудительным трудом работы, вытекающие
из военной службы, в условиях чрезвычайного
положения или по приговору суда). Каждый
имеет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены, на
вознаграждение за труд без какой бы то
ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда, а
также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и
коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным
законом способов их разрешения, включая
право на забастовку. Каждый имеет право
на отдых. Работающему по трудовому
договору гарантируются установленные
федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные
дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Требования безопасности и гигиены
(охраны труда), гарантии прав работников
устанавливаются в соответствии с
трудовым законодательством.

3. Право частной собственности и наследования (статьи 35, 36).

Право
частной собственности охраняется
законом, частная собственность охраняется
наряду с другими формами собственности.
Каждый вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться
и распоряжаться им как единолично, так
и совместно с другими лицами. Отношения
собственности регулируются гражданским
законодательством.

Никто не может быть
лишен своего имущества иначе как по
решению суда. Принудительное отчуждение
имущества для государственных нужд
может быть произведено только при
условии предварительного и равноценного
возмещения. Право наследования
гарантируется, правила наследования
устанавливаются гражданским
законодательством.

Граждане и их
объединения вправе иметь в частной
собственности землю. Владение, пользование
и распоряжение землей и другими природными
ресурсами осуществляются их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов иных лиц. Условия и
порядок пользования землей определяются
в Земельном кодексе РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Порядок обжалования незаконного постановления следствия

6. Социальное обеспечение (статья 39).

Каждому
гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные
пособия устанавливаются законом
(например, федеральным законом «О
трудовых пенсиях в РФ», федеральным
законом «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей»). Поощряются
добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального
обеспечения и благотворительность.

7. Право на жилище (статья 40).

Каждый
имеет право на жилище. Никто не может
быть произвольно лишен жилища. Органы
государственной власти и органы местного
самоуправления поощряют жилищное
строительство, создают условия для
осуществления права на жилище. Малоимущим,
иным указанным в законе гражданам,
нуждающимся в жилище, оно предоставляется
бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других
жилищных фондов в соответствии с
установленными законом нормами. Статьёй
38 Жилищного кодекса РСФСР установлена
норма жилой площади в размере 12 квадратных
метров на человека.

8. Право на охрану здоровья (статья 41).

Каждый
имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь
в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений. В Российской
Федерации финансируются федеральные
программы охраны и укрепления здоровья
населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной
систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической
культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому
благополучию.

9. Право на благоприятную окружающую среду (статья 42).

Каждый
имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее
состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.
Государство несёт обязанность по охране
окружающей среды в соответствии с
федеральным законом «Об охране
окружающей среды» (2002).

Право на
благоприятную окружающую среду
обеспечивается. Это право обеспечивается
планированием и нормированием качества
окружающей природной среды, государственным
контролем за состоянием окружающей
природной среды, соблюдением
природоохранного законодательства,
мерами по предотвращению экологически
вредной деятельности и оздоровлению
окружающей природной среды, предупреждению
и ликвидации последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий, а также
предоставлением каждому реальных
возможностей для проживания в условиях
благоприятной для жизни и здоровья
окружающей природной среды.

Осуществление
работ по различным проектам и программам
производится только при наличии
продолжительного заключения экологической
экспертизы. Граждане и юридические
лица, виновные в экологическом
правонарушении, обязаны возместить в
полном объёме вред, причинённый здоровью
или имуществу граждан, а также окружающей
среде.

3. По назначению:

  • материальные;

  • процессуальные.

4. В
зависимости от вида норм:

  • правоустановительные
    (содержащие права и обязанности);

  • правоохранительные
    отношения (связанные с правовой охраной
    предписаний, заложенных в
    конституционно-правовых нормах).

1.
По видам деление конституционно-правовых
отношений соответствует
предмету конституционного права как
отрасли права. Следует выделять четыре
группы общественных отношений,
составляющих предмет российского
конституционного права:

  1. связанные
    с основами конституционного строя
    Российского государства, сущностью и
    формами власти
    народа в
    нашей стране;

  2. связанные
    с основами правового положения личности
    в Российской Федерации;

  3. по
    поводу государственного устройства
    Российской Федерации;

  4. связанные
    с установлением системы, порядка
    формирования, принципами организации
    и механизмами деятельности органов
    государственной власти и местного
    самоуправления в
    Российской Федерации.

2.
Кроме того, по степени обобщенности
конституционно-правового регулирования
конституционно-правовые отношения
можно разделить на общие и конкретные:

  • Общие
    конституционно-правовые отношения —
    это так называемые правовые состояния,
    которые существуют объективно, вне
    зависимости от конкретных действий
    соответствующих субъектов (например,
    состояние гражданства возникает
    в подавляющем большинстве случаев с
    рождением человека и длится всю жизнь).

  • Конкретные
    конституционно-правовые отношения
    возникают только при совершении
    соответствующих действий потенциально
    возможными субъектами подобных
    отношений. Если действие не совершается,
    то и конкретное конституционно-правовое
    отношение не возникает (например, если
    гражданин Российской Федерации желает
    выйти из гражданства РФ, он должен
    обратиться с ходатайством на имя
    Президента РФ).

3.
В зависимости от длительности существования
во времени конституционно-правовые
отношения могут быть поделены на
статические и динамические.

  • Статические
    отношения — это постоянные отношения,
    не обусловленные фактором времени
    существования, которые возникают с
    введением соответствующих конституционно-правовых
    норм,
    созданием государств, объявлением
    формы их устройства, образованием
    органов и т.д. (например, федерализм,
    парламентаризм.

  • Динамические
    отношения – это отношения, которые
    возникают в результате действий
    участников конституционно-правовых
    отношений, но по совершении конкретных
    действий конституционно-правовое
    отношение достигло своих целей и поэтому
    прекратилось (например, участие
    избирателей в голосовании на выборах).

4.
По юридическому значению условно
выделяют материальные и процессуальные
конституционно-правовые отношения.
Однако следует отметить, что процесс
правореализации строится на соединении
материальных и процессуальных отношений,
поскольку любое материальное полномочие
( право, свободу, обязанность) возможно
осуществить только в определенном
процессуальном порядке. Поэтому
материальные и процессуальные нормы в
конституционном праве друг без друга
не существуют.

Отношения между субъектами права

5.
Также условно можно выделить учредительные,
правореализационные и охранительные
конституционные правоотношения, но
любое осуществление конституционно-правовых
норм есть и их реализация, и обеспечение
(охрана) интересов субъектов правоотношений.

 В
науке конституционного права используются
и другие классификации конституционно-правовых
отношений.

Содержание конституционно-правового отношения

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право — это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, — возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст.

31 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность — это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

  • активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
  • пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector