Оспариваем постановление об административном правонарушении

Основные положения

Правом обжаловать постановление об административном правонарушении (далее – ПАП) наделены только участники процесса:

  • правонарушитель;
  • потерпевший;
  • законные представители правонарушителя (потерпевшего) – родители, усыновители, опекуны, попечители;
  • законные представители организации, являющейся правонарушителем или потерпевшей стороной, – руководитель или специально уполномоченное лицо;
  • защитник (адвокат) правонарушителя или представитель потерпевшего – лица, оказывающие юридическую помощь сторонам административного дела (процесса);
  • некоторые другие, специальные категории лиц, например, прокурор и уполномоченный по правам предпринимателей.

КоАП РФ предусматривает два альтернативных порядка обжалования ПАП:

  • Инстанционный (ведомственный) порядок. Жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом (органом) по отношению к тому, постановление которого обжалуется.
  • Судебный порядок. Здесь жалоба рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом, исходя из вида административного правонарушения. 

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

Кроме того, при определении подведомственности (подсудности) рассмотрения жалоб, необходимо учитывать:

  • Если обжалуемое решение вынесено коллегиально, либо в соответствии с региональным закономопределенным органом власти, постановление обжалуется в местный районный суд.
  • Если обжалуемое решение принято должностным лицом, жалоба на постановление направляется, либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), либо в суд – на усмотрение заявителя, если иной порядок не предусмотрен законом для определенной категории административных дел, как, например, для налоговых правонарушений.
  • Постановление судьи всегда обжалуется только в вышестоящий суд.

Постановления готовятся на процессуальных бланках установленной формы (бумажной/электронной). Такие бланки есть в распоряжении каждого ведомства, должностного лица и суда (судьи). Они несколько отличаются в зависимости от категорий правонарушений и лиц (органов), которые имеют право принимать решение по административным делам, но в целом однотипны.

При возникновении сложностей с определением подведомственности (подсудности) рассмотрения жалоб, можно обратиться к тексту самого постановления. Как правило, непосредственно в нем и (или) в сопроводительном письме участникам дела стандартно разъясняется порядок обжалования. В иных случаях для корректного определения, куда нужно направлять жалобу, можно обратиться к юристу, специализирующемуся на административном праве. Он точно скажет, во-первых, куда следует адресовать жалобу, во-вторых – какой порядок будет наиболее эффективен при наличии альтернатив.

Если допущена ошибка и жалоба направлена не в тот орган, который вправе ее рассмотреть, это не станет препятствием для обжалования. Инстанция, куда ошибочно поступили материалы, обязана самостоятельно передать жалобу по подведомственности. Об этом будет вынесено определение, а материалы дела и жалобы направлены должностному лицу, в орган или суд, которые правомочны рассмотреть обращение.

Предлагаем ознакомиться:  В какие сроки можно оспорить наследство

Сроки обжалования

У лица, намеренного обжаловать ПАП, есть для этого 10 дней с момента вручения или получения копии постановления. По некоторым категориям дел из Главы 5 КоАП РФ (правонарушения, посягающие на права граждан) указанный срок сокращен до 5 дней.

Если срок пропущен, его можно восстановить. Для этого вместе с жалобой направляется соответствующее заявление (ходатайство), в котором излагаются уважительные причины пропуска срока, и к которому прикладываются документальные подтверждения наличия таких причин. Ходатайство рассматривается отдельно от жалобы, по нему выносится определение.

Сроки рассмотрения жалоб также варьируются. Для органов власти и должностных лиц стандартный срок составляет 10 дней со дня поступления обращения и всех материалов административного дела, для суда – 2 месяца. Однако по делам, требующим оперативного принятия решения по жалобе, сроки сокращены до 1-5 дней. Конкретные сроки в зависимости от категорий дел обозначены в ст. 30.5 КоАП РФ.

Куда жаловаться

Согласно статье 30.1 КоАП, здесь все зависит от того, кто выносил постановление о вашем административном правонарушении:

  • судья — в суд рангом выше;
  • коллегиальный орган (административная комиссия, например) — в суд того района, где он расположен;
  • должностное лицо — их руководителям или в суд того района, где рассматривалось дело (если постановление подписал руководитель или его зам — выше по инстанции или в суд);
  • любой другой уполномоченный орган — в суд того района, где рассматривали дело.

Многие думают, что административное постановление, вынесенное должностным лицом, надо сначала обжаловать у его начальства, а если результат не устроит, то только тогда можно обратиться в суд. На самом деле это альтернативные варианты, и выбор за вами. Обжаловать в суде часто даже предпочтительно — там решение будут принимать, по сути, рассмотрев ваше административное дело заново.

Простым гражданам бывает сложно во всем этом разобраться. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях специально оговаривает: если вы обратились не туда, то ведомство обязано само перенаправить вашу жалобу по подсудности максимум за 3 дня. Если вы «для надежности» пожалуетесь и в вышестоящую инстанцию, и в суд, то пересматривать постановление о вашем административном правонарушении будет суд.

Постановление в отношении юрлица или ИП может быть принято арбитражным судом — если правонарушение было связано с коммерческой деятельностью. Тогда и жаловаться нужно по линии арбитража. Если же решение принимал районный суд — схема обжалования та же, что и для физлиц.

Предлагаем ознакомиться:  Как стать депутатом и какие бывают депутаты

Жалобу можно передать лично или отправить почтой. В первом случае датой подачи будет день, когда ваше обращение зарегистрировано, во втором она определяется по штемпелю.

Содержание жалобы

От того, насколько грамотно будет составлена жалоба, зависит ее эффективность. Инстанция, рассматривающая жалобу, правомочна полностью пересмотреть принятое постановлением решение.

Излагаемые в жалобе требования должны соответствовать списку возможных решений:

  1. Отмена постановления и прекращение производства по делу, если:
  • правонарушение малозначительно и в связи с этим нет необходимости в применении наказания (ст. 2.9 КоАП);
  • есть одно или несколько обстоятельств (оснований), исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП), например, отсутствие состава правонарушения или истечение сроков давности привлечения к ответственности;
  • нет достаточных доказательств, подтверждающих обстоятельства, которые легли в основу вынесения постановления (недоказанность правонарушения).
  1. Изменение постановления. Допускаются только такие изменения, которые не усиливают наказание либо иным образом не ухудшают положение нарушителя. Как правило, требуя изменить постановление, заявитель желает снизить размер наказания, изменить его вид на более легкий, исключить какой-то состав нарушения, переквалифицировать нарушение на менее тяжкое и т.п.
  2. Отмена постановления и возвращение дела на новое рассмотрение. Такое возможно при наличии процессуальных нарушений, которые не позволили принять объективное решение, а также полно и всесторонне рассмотреть дело. Кроме того, потребовать такого исхода обжалования может потерпевшая сторона, если считает, что необходимо привлечь виновное лицо к ответственности с более строгим наказанием.
  3. Отмена постановления и направление дела по подведомственности в случае нарушения правил подведомственности (подсудности) при вынесении постановления.

Оспариваем постановление об административном правонарушении

Форма жалобы на постановление об административном правонарушении — свободная, но общие принципы есть. Обычно текст состоит из таких частей:

  1. Адресат — орган или лицо, которому вы жалуетесь.
  2. Ваши Ф.И.О. и контакты. Если у вас есть представитель — и его данные тоже.
  3. Описание постановления (можно взять из его же текста): номер, кто принял, статья за правонарушение, какие доказательства приводились и пр.
  4. Основания, побудившие вас обжаловать документ: ссылки на статьи законов, описание нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и т. п. Это главная часть жалобы, от которой часто зависит решение судьи, поэтому приводите в ней все доказательства, которыми располагаете. Если у вас есть свидетели того, что правонарушения с вашей стороны не было — здесь укажите их имена, адреса и телефоны.
  5. Ваши требования: смягчить наказание, отменить постановление и пр.
  6. Список приложений (если они есть): запись с видеокамеры или регистратора и т. п.
  7. Дата и подпись.
Предлагаем ознакомиться:  Нужен ли трудовой договор при увольнении

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

Сроки рассмотрения зависят от того, какой орган будет этим заниматься, и от статьи КоАП. Если суд — то это 10 дней, остальные — 2 месяца. Если речь в постановлении идет о выдворении или административном аресте — положено все решить за сутки. Когда жалуются на приостановленную в административном порядке коммерческую деятельность — за 5 суток.

Сроки для обращения

Обжаловать постановление надо быстро: по общему правилу, для дел об административных правонарушениях на это отводится 10 суток. Если правонарушение связано с выборами, то еще быстрее — в течение 5 суток.

Если не получается обжаловать вовремя, то судья может восстановить для вас срок. Для этого надо написать ходатайство с доказательствами того, что вы не могли подать жалобу на постановление в отведенное законом время. Но причина должна быть максимально веская — болезнь, отъезд, который нельзя было отложить, и т. п.

Просто сказать, что вы не получили постановление о правонарушении, не получится: в последнее время суды применяют норму из Гражданского кодекса и в административных делах. Речь о юридически значимых сообщениях — если такое вам отправили, но вы активно сопротивлялись его получению, оно считается доставленным. И положенные сутки отсчитываются с момента доставки.

Скорее всего, откажут в продлении срока обжалования административного постановления, если вы наняли представителя. Считается, что он обязан следить за сроками, и вдвоем по уважительным причинам вы опоздать с жалобой не должны.

Какого результата можно ждать

Если жалобу примут, то ее рассмотрят и вынесут одно их четырех решений:

  • административное постановление оставляют неизменным;
  • постановление изменяют (но без усиления наказания);
  • постановление отменяют, административное дело прекращают;
  • постановление отменяют, но дело отправляют на новое рассмотрение.

Каким бы ни было решение, его тоже можно оспорить — в том же порядке. Эта схема действует и для пересмотра постановлений, уже вступивших в силу.

По статистике, чаще всего жалобы подают по административным делам, связанным с назначением штрафов водителям. Если вам нужно пожаловаться по такому поводу, то инструкция есть в нашей статье «Как оспорить штраф ГИБДД».

Порядок подачи жалобы

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpressru

Сроки обжалования

Примерная форма жалобы

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector