Можно ли не страховать кредитный автомобиль

Почему банки навязывают

Те владельцы автомобилей, которые уже сталкивались со страховкой КАСКО во время кредитования, могут подтвердить, что иногда такая услуга просто выравнивает итоговую стоимость кредита до стоимости нового автомобиля в салоне.

Получается, что если ежегодно покупать дополнительную страховку по требованию банка, то разницы в деньгах нет, купили бы вы автомобиль в салоне, либо через банк.

Особенно это будет волновать тех собственников, чье авто оформлено по займу с пробегом, является не новым.

Заемщик берет машину подержанную, а заплатит за нее, как за новую. И все из-за дополнительной траты – ежегодной покупки полиса КАСКО.

Можно выделить несколько самых очевидных причин, которые раскрываются, время от времени при взаимодействии заемщиков и финансовых организаций, выдающих суммы в долг.

Навязывание КАСКО происходит по следующим причинам:

  1. Недостаточный опыт вождения у будущего владельца автомобиля.
  2. Недостаточный доход у заемщика, что вызывает у банка подозрения в дальнейшей неплатежеспособности, а значит, необходимо подключать ряд дополнительных финансовых гарантий.
  3. Машина, что покупается в заем не новая и есть риск ее поломки либо частого выхода из строя.
  4. Очевидный фактор – стремление максимально уберечь имущество заимодавца. Авто находится в собственности банка до тех пор, пока не будет погашена ссуда в полном объеме клиентом.
  5. Ставить на продажу машину, которая служит одновременно и залогом по автокредиту, после большого скопления долгов заемщика, банку будет значительно проще, если она будет защищена страховкой.
  6. В случае нанесения какого-либо ущерба машине по рискованным случаям покрыть расходы на ее ремонт сможет именно страховая выплата, а не кошелек клиента. При этом клиент продолжит платить по займу без увеличений собственных расходных средств.

Вот почему в некоторых случаях банк даже отказывается увеличивать ставку по ссуде, и сразу отказывается рассматривать пакет документов, предоставляемый предполагаемым заемщиком.

Но есть и такие банки, которые вовсе не требуют наличие страховки по рискам – ущерб, угон, хищение, природные катаклизмы и прочие форс-мажорные обстоятельства.

Для навязывания страховок клиентам по автокредитным договорам у банка есть свои основания, которые можно выделит следующим перечнем:

  1. Риски безвозвратности одолженных средств, риски невыплаты кредита клиентом.
  2. Риск длительной задержки клиентом при погашении ссуды.
  3. Своеобразная защита от мошеннических действий со стороны клиента.
  4. Желание получить доход в форме щедрых бонусов от страховой компании за каждого клиента, приведенного к ней банком.
  5. Увеличение рентабельности своей финансовой организации за счет увеличения ставок по кредитам, где есть обязательное страхование.
  6. Увеличение доходности за счет того, что банк сам является учредителем страховой компании.
  7. Безопасный для заемщика отказ от КАСКО в автоматическом режиме будет также и в том случае, если сделать перевод из одной банковской программы в другую – из автокредита в потребительский кредит.

Только при переходе из программы в программу, предварительно посчитайте выгоду и здесь, потому что при потребительском нецелевом кредитовании обычно выставляются повышенные ставки и ужесточаются требования к заемщикам при оформлении.

При увеличении ставки кредита, когда есть еще и страхование, банк погашает свои финансовые потери по другим кредитам, которые клиенты не выплачивают, либо сильно по срокам задерживают оплату.

Именно за счет добросовестных кредитополучателей банк перекрывает «дыры» по тем договорам, где обнаруживаются потери.

Получается на практике, что добросовестный клиент оплачивает и за себя услуги банка и еще за кого-то, кто игнорирует правила кредитования, кто оказался неспособным погасить собственную задолженность перед финансистом.

Но в таких случаях, когда вы боитесь, что вы можете внезапно стать виновником автодорожного происшествия, либо же во дворе часто орудуют какие-то хулиганы и портят машины, либо же ваш автомобиль стоит в группе риска по угонам, автомобиль, взятый в кредит, стоит защитить страховкой.

Последствия нарушения требований

Практика, когда банк предоставляет кредит на покупку автомобиля только при условии, что заключён страховой договор на страхование жизни, широко распространена.

Сотрудники кредитных отделов, работающие с физическими лицами, часто прямо говорят, что страхование жизни при получении автокредита повышает вероятность одобрения займа.

В самых же вопиющих случаях страхование жизни включается в договор кредитования как обязательное условие – и клиент даже не знает, что он оплачивает не только услуги кредитной организации, но и страховку жизни. Насколько это законно?

Сама по себе страхование жизни при автокредите – это не только дополнительная услуга от банка (которая, разумеется, оплачивается отдельно). Это ещё и гарантия для кредитной организации.

В этом случае банк уверен, что даже в случае смерти заёмщика, деньги всё равно будут возвращены – если не за счёт наследников, то из средств страховой компании.

Страховка может быть выгодна и самому заёмщику: если с наследником что-то случится, автомобиль останется в семье, а долговые обязательства исполнит страховая компания.

Однако, необходимо помнить: хотя страхование жизни при автокредите может быть и обоюдно полезной услугой – оно не обязательно.

Об этом говорит и ГК РФ, и Центробанк, который добился права для клиента отменить полис в течение 14 дней с момента заключения.

Поэтому:

  1. Страхование жизни не является обязательным элементом при получении автокредита.
  2. Отказ от страховки не должен отрицательно влиять на одобрение в выдаче кредита.
  3. Принуждение к заключению страхового договора – сугубо незаконно.

В тех случаях, когда кредит на автомобиль выдаётся с господдержкой, действуют следующие требования:

  1. Приобретаться могут только машины, производители которых участвуют в госпрограмме. Есть перечень моделей и производителей, предназначенный для использования кредитными организациями.
  2. Стоимость машины не может быть свыше определённого предела, установленного официально.
  3. Срок погашения – не более 3 лет.
  4. Валюта займа – только российские рубли. Кредитование по госпрограмме в иностранной валюте недопустимо.

Таким образом, требования относительно обязательной страховки жизни законодательством не предусмотрены, а значит страхование жизни при автокредите по госпрограмме не обязательно.

Однако, есть программы от банков и от производителей авто, предлагающие кредитование с залогом, но без КАСКО.

Изображение 2

Для начала разберёмся, какая логика, помимо норм законодательства, кроется в требовании банков оформлять КАСКО на кредитные авто. На самом деле, всё очень просто: в случае покупки автомобиля в кредит он становится предметом залога и служит гарантией возвращения заёмных денег. Понятно, что банк заинтересован в сохранении рыночной стоимости автомобиля.

Если должник перестанет выплачивать тело кредита и/или проценты по нему, автомобиль можно будет конфисковать и после выставить на аукцион. Нередко при угоне или тотальном повреждении авто выгодоприобретателем по условиям КАСКО является банк, и задолженность по кредиту погашается за счёт средств, перечисленных страховой организацией.

Порой автовладельцы нарушают условия страхования залогового транспорта либо вовсе заключают договор с неаккредитованной компанией. В обоих случаях заемщик рискует попасть под санкции банка.

Кредитор вряд ли потребует вернуть деньги и не отберёт залоговый автомобиль. Однако банкиры получат полное право повысить процентную ставку, что существенно увеличит итоговую стоимость кредита. Впрочем, возможен даже самый негативный для заёмщика вариант.

А конкретнее, в случае страхования в неаккредитованной компании автовладельцу придётся оформить новый страховой договор с компанией из числа партнёров банка.

Заемщик может оспорить требование банка относительно выбора страховой компании, но в таком случае ему следует готовиться к длительной судебной тяжбе. Если же автовладелец заключил договор с аккредитованной компанией, но были нарушены требования банка относительно условий страхования, есть два варианта исправить ошибку:

  1. Расторгнуть договор, попросив менеджеров страховой фирмы зачесть внесённые деньги в счёт оплаты новой страховки.
  2. Заключить дополнительное соглашение о смене условий страхования.

Чаще всего автовладельцам приходится доплачивать за расширение объёма страховой защиты. Как правило, страховые компании рекомендуют клиентам прибегать ко второму способу. Это позволяет максимально оперативно устранить замечания кредитора, особенно если уже был проведен предстраховой осмотр автомобиля. Заключение дополнительного соглашения позволит избежать повторного осмотра.

Является ли обязательным

Если говорить о законопорядке, который влияет напрямую на действия кредитно-финансовых учреждений и организаций, то получается, что до сих пор отдельного закона по КАСКО так и не принято.

Как это, например, сделано в отношении ОСАГО, когда 25.04.2002 года приняли отдельное законодательное положение №40-ФЗ, находящееся после всех редакций и сегодня в действующем состоянии.

Параметрами такого закона определяется – тариф, цена полиса, сроки действия, обязательное наличие у каждого водителя и так далее.

Когда нет единого закона, то и тарифы может страховая компания устанавливать, какие ей вздумается. Вот почему полис по КАСКО сейчас дороже намного, чем полис ОСАГО.

Предлагаем ознакомиться:  Протокол собрания учредителей (образец)

Чем же тогда руководствуются банковские учреждения, когда настойчиво предлагают дополнительно страховать автокредит?

Потому что по каждому из обязательных вариантов страховок законодатели всегда издают отдельное правовое положение, регулирующее саму процедуру, правила и цены.

Тем не менее, все банки, выдавая автозаем, ссылаются на следующие законы и их статьи:

  • часть 10 ст. 7 правового норматива №353-ФЗ от 21.12.13 г., действующего и в 2019-2017 году, говорит о необходимо страховать имущество, переданное заемщику в виде объекта кредитования;
  • статья 5 закона №353-ФЗ еще отражается в комментариях, как положение, на основании которого раскрывается истинное значение наличия имущественной страховки при автокредитовании – целевой заем, коим и является автокредит;
  • подпункт 1 п. 1 ст.343 Гражданского Кодекса РФ позволяет банкам требовать от клиентов КАСКО, как основание обязательного страхования от рисков нанесения ущерба предмету залогового имущества, ведь авто, приобретаемое в заем выступает в качестве залога по программе автокредитования практически всегда.

Кредитор может рассматривать отказ потенциального заемщика страховать имущество как основание для отказа ему в одалживании денежных средств.

Поэтому вывод напрашивается следующий:

  1. По закону страхование КАСКО является добровольным видом, а не обязательным.
  2. По отношениям с банками заемщику лучше прислушиваться к рекомендациям кредитора.
  3. В индивидуальном порядке, если финансовая состоятельность лица, подающего заявку на автокредит, не вызывается никаких сомнений у банка, страховка КАСКО может быть необязательной.

Банк отказывает в праве выбора страховой компании. Что делать?

Интернет-форумы по страхованию КАСКО пестрят множеством вопросов от автовладельцев по типу: «можно ли не продлять КАСКО по автокредитуна второй год?». Другие автовладельцы дают очень разношерстные советы, основанные на своем опыте или опыте своих знакомых. Некоторые из них пишут, что можно просто игнорировать все звонки со стороны банка о продлении кредитного КАСКО на второй год и банк сам отстанет от заемщика, потому что банку нет смысла портить отношения с клиентом, у которого хорошая кредитная история. В некоторых случаях это действительно возможно.

Но всегда следует помнить, что на такой случай в кредитном договоре обычно прописана целая система штрафных санкций. Эти санкции могут быть в виде определенного процента от суммы кредита за каждый день просрочки продления КАСКО по автокредиту для второго года, в виде повышения кредитной ставки или же изъятия автомобиля.

Если не платить КАСКО по кредиту за второй год, то банк имеет полное право в соответствии с договором применить к вам эти санкции. Поэтому следует несколько раз хорошо подумать, действительно ли экономия на сумме полиса КАСКО стоит рисков выплаты дополнительного штрафа банку, или же вообще лишения автомобиля.

Рассчитайте
страховку

В соответствии с законодательством РФ автовладелец может приобрести страховку КАСКО в любой страховой компании по своему выбору, поэтому с юридической точки зрения банк-кредитор не вправе «навязывать своего страховщика». Если всё же такая ситуация имеет место быть, это повод для оспаривания требования банка, в том числе и в соответствующих госструктурах (ФАС, судебные органы). Порядок действий заёмщика в таком случае должен быть следующим:

  • Направить руководству кредитной организации официальное письмо, в котором содержатся разъяснения относительно выбора конкретной страховой компании. В качестве таких причин обычно указываются более выгодные тарифы и условия выплат.
  • Если данная мера ни к чему не привела, аналогичное письмо можно отправить в соответствующее отделение федеральной антимонопольной службы (ФАС).
  • Ещё одна действенная мера – договориться с представителями выбранной страховой компании об инициации их собственной жалобы на действия конкретного банка.

Нередко автовладельцы, которых не устраивает цена КАСКО , идут на следующую уловку: страхуются на один год, а со второго года не покупают страховой полис. При этом многие забывают, что банки могут прислать уведомление, в котором содержатся требования приобрести полис КАСКО. Более того, они даже могут затребовать полное погашение кредита, если такой пункт предусмотрен в договоре.

Таким образом, чтобы не получить штрафные санкции со стороны кредитной организации, лучше не искать всяческие лазейки для отказа от покупки страхового полиса, а просто соблюдать все пункты, прописанные в договоре с банком-кредитором.

Если же дополнительно изучить возможности экономии на КАСКО, то сумму страховых выплат можно значительно снизить (особенно на второй и последующие годы кредита).

Дороговизна автокредитов желающих занять денег на машину часто толкает на то, чтобы просто взять нецелевую потребительскую ссуду и потратить ее на покупку той машины, какая понравится, и на тех условиях, какие выставит только один продавец, без всяких посредников.

Однако если есть необходимость оформлять именно автокредит, тогда от покупки КАСКО вы можете отказаться на следующих условиях:

  1. Согласиться на повышенную процентную годовую ставку, если банк вам ее увеличивает в таком случае.
  2. Предложить заимодавцу иные пути решения обеспечения договора ссуды гарантийными обязательствами. Например, привести созаемщика либо предложить еще какое-нибудь имущество в залог.
  3. Согласиться на уменьшение периода пользования заемными средствами, когда банк проводит трансформацию вашей заявки.
  4. То же самое касается и лимита кредитования – он может быть уменьшен, а вам, как будущему заемщику, желательно на это согласиться.
  5. Быть готовым предложить банку оплатить большой первоначальный взнос – не менее 30-50% от оценочной стоимости автотранспортного средства.
  6. Быть готовым предоставить для изучения банковскому специалисту более расширенный пакет документов и желательно, чтобы еще был дополнительный доход у заявителя.
  7. Согласиться на покупку только той модели автомобиля, что порекомендует банк – такая машина, по которой не требуется покупать полис КАСКО.

Есть еще один способ отказа от подобного рода страховки – это пойти по пути более жестких условий с вашей стороны.

Изображение 3

Однако стоит ли такая игра свеч, если финансовое учреждение тем заемщикам, что выдвигают свои условия, обычно отказывает в удовлетворении заявок.

Отказать от покупки КАСКО при автозайме вы можете, но не стоит забывать о праве банка, в свою очередь, отказать и вам в предоставлении кредита.

Это право дается финансовым учреждениям на основании ст. 821 ГК РФ, где даже дозволяется им не указывать никаких причин отказа лицу, подавшему заявку и проходящему собеседование, либо заключающему сделку по займу.

Поэтому это уже говорит о том, что на практике все отказы со стоны клиентов будут банками восприниматься сугубо в индивидуальной форме.

Сразу после покупки

На основании Указания Центрального Банка Российской Федерации №3854-У от 20.11.15 г., касающегося вопросов «О стандартных (или минимальных) требованиях в отношении условий, порядка некоторых видов добровольного страхования»:

  1. Клиент имеет право расторгать страховой договор в течение 5 дней в рабочем порядке (п. 1).
  2. По нормам этого документа страховщик обязан сразу же выплатить страховую премию клиенту, если страхователь смог успеть расторгнуть договор в течение 5 рабочих дней с соответствующими удержаниями (п. 5-6).
  3. Возврат денежных средств, которые ранее страхователь уже успел уплатить страхователем, выплачиваются в течение 10 дней после разрыва контракта (ст. 8).

Указание банка вступило в силу с 1 января 2019 года, и последний раз проходило редакцию 1 июня 2019 года.

Все эти правила касаются, прежде всего, следующих страховых случаев, которые могут входить в полис КАСКО:

  • риски для здоровья страхователя и его жизни;
  • риски финансовых потерь;
  • риски для имущества, не находящегося в залоге у банка, но которое выдано клиенту в кредит.

Могут фигурировать также и другие виды страховых происшествий, входящих в перечень закона «О страховом деле в РФ и его организации» №4015-1 от 27.11.1992 года, отредактированного 3 июля 2019 года поправками, которые вступили в силу 1 января 2019 года.

Но только эти происшествия должны соответствовать условиям страхования КАСКО, которые предлагаются в банке при оформлении автозаймового контракта.

После таких поправок в правоустанавливающие документы российского законодательства в отношении добровольных страховок все компании пересмотрели свои требования в отношении навязывания услуги КАСКО и отказов клиента от таких сделок.

К примеру, сроки для отказов клиентом от такой страховки сейчас устанавливаются банками следующим образом.

Наименование банка, выдающего автокредит Наименование страховой компании, выдающей КАСКО по автокредиту Сроки для клиентского отказа без штрафа
(«период охлаждения»)
Есть ли возможность вернуть страховые взносы по договору автокредита после отказа?
Сбербанк Сбербанк Страхование 2 недели Есть. Но при индивидуальных условиях сроков пользования полисом. Размер возвратной суммы должен быть не больше 56,7% от всей суммы.
Тинькофф Тинькофф Страхование 2 недели Частично есть.
Банка Альфа Альфастрахование 14 дней в рабочем порядке Нет
Абсолют Банк Абсолют Страхование 6 дней в рабочем режиме Частичный возврат.
Барс Барс Страхование 5 дней Нет
Хоум Кредит Хоум Кредит Страхование 2 недели Нет
Ренессанс Ренессанс Страхование 5 дней Есть
ВТБ24 ВТБ Страхование 5 дней Нет
РЕСО Кредит РЕСО-Гарантия 15 дней Частичное возвращение взносов.
Росгосстрах Банк Росгосстрах 5 рабочих дней Частичный возврат.
Банк Уралсиб Уралсиб 2 недели Нет

Уже из таблицы примеров банков и их страховых компаний видно, что могут возникнуть спорные моменты при возврате денег, которые за страховку клиент уже успел уплатить, а потом отказался от нее.

Предлагаем ознакомиться:  Перечень инстанций, куда можно жаловаться на нарушение прав потребителя

Кто должен возвращать страховку, когда банк отказывается? Тем более, когда условия страхования диктовал именно банк?

Оказывается, что по закону, возвратом страховых взносов при отказе от договора КАСКО заниматься вообще-то должна именно страховая компания, а не финансовое учреждение, выдающее кредит.

На второй год

Прежде чем отказываться на второй год от страхования по программе КАСКО сначала прочитайте внимательно свой договор автокредитования.

Если в нем говориться о том, что отказываться вы можете, но при этом ставка по кредиту увеличиться на 0,5% годовых, то тогда нужно предварительно посчитать, выгодно ли это будет.

Потому что в некоторых случаях КАСКО очень выручает, если водитель неопытный и есть большие риски попадания в ДТП, или есть иные риски порчи имущества банка – кредитного автомобиля.

Поэтому, всем, кто ищет, как отказаться от КАСКО при автокредите на второй год, специалисты рекомендуют оценить выгоды и возможности.

Например, иной раз дешевле будет отказаться и просто доплачивать каждый месяц по кредиту надбавку в ставках годовых.

А при других обстоятельствах дешевле будет сохранить страховку, чем доплачивать проценты по кредиту.

Большинство банков ограничивает автолюбителей в выборе страховой компании. Таким способом банкиры пытаются исключить возможность страхования кредитной машины в неблагонадёжной компании. При этом для включения в перечень партнёров кредитного учреждения требуется аккредитация.

Может показаться, что в список партнёров того или иного банка не может попасть заведомо ненадёжная организация, ведь в процессе рассмотрения заявки на аккредитацию аналитики банка оценивают финансовое состояние страховой компании. Однако в действительности дело обстоит иначе.

Часто одним из обязательных условий аккредитации страховой компании является размещение крупного депозита.

Страховая компания фактически передаёт банку залог, который остаётся в его распоряжении на протяжении всего сотрудничества. Порой из-за такой заинтересованности банкиров в списке партнёров оказываются не слишком надёжные страховые компании. Вот почему страхователям нужно сохранять бдительность даже при страховании залогового транспорта. При выборе компании из списка банка стоит руководствоваться следующими критериями:

  • цена страхового полиса;
  • деловая репутация страховой компании;
  • отзывы других автовладельцев.

В последнем случае следует в первую очередь обратить внимание на отзывы , связанные с получением выплаты в случае угона или повреждения залогового транспорта. Часто порядок рассмотрения таких убытков отличается от обычного.

Можно ли не платить КАСКО при автокредите

КАСКО на сегодняшний день является обязательным условием выдачи автокредита в большинстве российских банков. Без оформления КАСКО при автокредите банк просто откажет вам в выдаче кредита. В основном обязательным условием в кредитном договоре является оформление полного КАСКО как минимум на 1 год с последующей пролонгацией страховки.

да, обязательно, если такое условие прописано в кредитном договоре. Ведь, по сути, автомобиль является залоговым имуществом банка, и он вправе требовать от заемщика при использовании этого имущества оформления страховки КАСКО при кредите, как на второй год, так и последующие. До тех пор, пока автомобиль в залоге банка.

Изображение 4

Но здесь есть один важный нюанс: если вы уже внесли определенный взнос за автомобиль, и за первый год погасили часть кредитной суммы, то банк вправе требовать оформление КАСКОтолько на ту сумму, которую вы еще должны выплатить банку. Например, если изначальная цена автомобиля составляла 800 000 рублей, при этом вы внесли первый взнос в размере 300 000 рублей и в течение первого года выплатили 150 000 рублей в счет погашения кредита (уже с учетом процентов), то банк вправе требовать от вас оформление КАСКО на второй год кредита только на сумму в 350 000 рублей.

Еще в первый год кредитополучатели как-то соглашаются на оплату дополнительной страховки. И то, это только потому, что они понимают, что им крайне необходимо сделать все, чтобы банк согласился выдать автокредит.

А вот уже на второй и последующие годы (в зависимости от срока одалживания денежных средств) каждый заемщик крепко задумается, нужна ли такая страховка вообще.

Попытаемся рассмотреть два варианта – оплата на второй и третий годы, насколько банки притязательны в этом отношении к своим клиентам, существуют ли какие-то подходы и можно ли банку выдвигать свои права на законных основаниях, не отразится ли это негативно на кредитной истории.

На второй год

Всегда заемщик обязан обращать внимание на условия того договора, который был с ним заключен при сделке автокредита с банком.

Именно там описаны все условия касательно дополнительных защит и гарантий по ссуде. Поэтому лучше сразу обговорить эту деталь, еще до подписания договора.

Потому что этот документ является правомочным основанием не только для банка, но и для суда.

Развитие дальнейших событий по данному вопросу, после вычитки вами содержания договора, может быть реализовано по следующим сценариям:

  1. Если условием в договоре прописано ежегодное страхование, тогда попробуйте обратиться в банк с заявлением, где попросите об изменения этих условий.
  2. Если же ничего не сказано в тексте соглашения о подобно виде страховки, тогда вы можете смело ничего не платить. Банк в этом случае не имеет право с вас требовать таких оплат. Более того, он нарушает условия договора – ожидает от вас исполнения того, чего не прописано в контракте.
  3. Если в договоре пишется, что вы обязаны оплатить КАСКО только при сделке, а далее это не является обязательным условием ссуды, тогда вы тоже вполне можете второй год ничего не оплачивать.
  4. Есть еще одна «фишка» у банков – они прописывают в договоре так называемую рассрочку страховки КАСКО. Это значит, что ее стоимость просто распределяют по ежемесячным платежам вашего графика. Здесь нужно уточнить, сумма за какой период страхования бралась изначально в учет – на весь период кредитования, либо только за первый год.
  5. Если в соглашении нет четких указаний по каким конкретно рискам можно страховаться, тогда выбирайте что-то одно – это существенно дешевле обойдется вашего бюджету.

Все изменения, что происходят посреди временного отрезка течения автокредитования, оформляются дополнительными соглашениями, прилагающимися к основному соглашению.

Второй экземпляр допсоглашений всегда банк обязан отдавать клиенту, иначе потом ничего заемщик не докажет, если дело, вдруг, дойдет до судебного разбирательства. Еще один вариант, как улучшить финансовые траты по такой статье – это просто страховать от угона.

Такой полис обычно обходится, чуть ли не на 50-70% дешевле, чем, если вы купите полный комплект защиты – от угона, плюс – от хищения, несчастных случаев, катаклизмов, вандализма и прочее.

Для примера:

  • по деньгам получается, что, например, при стоимости машины в 650 тыс. руб. страхование КАСКО только по угону будет стоить от 7000 до 11 000 руб.;
  • по деньгам страховка по риску «ущерб» (в том числе имеется в виду и ущерб после ДТП) для машины стоимостью в 650 тыс. составит около 42-55 тыс. руб., в зависимости от страховщика;
  • по деньгам по одному риску наступления форс-мажора (природный катаклизм, несчастный случай, техногенная катастрофа и прочее) полис КАСКО для машины стоимостью в 650 тыс. обойдется примерно от 35 тыс. и выше (тоже зависит от условий страховщика);
  • полный комплект КАСКО при стоимости машины в 650 тыс. руб., может достигать от 60 тыс. до 95 тыс. рублей, и более;
  • КАСКО на условиях франшизы обходится для владельца авто стоимостью 650 тыс. руб. – 35-45 тыс. руб.

Получается, что большую роль играет именно комплект защит по различным рисковым ситуациям, который водитель может по невнимательности оформить на себя.

Также и по другим страховым случаям. Всегда стоит выбирать что-то одно и банку ничего про эти детали можно даже не говорить.

Тем более, если вас никто не спросит об этом. по большому счету финансовой организации важнее всего, чтобы вы исправно возвращали весь долг вместе с процентами.

Изображение 5

Поэтому менее всего щепетильны банки к исправным плательщикам и обладателям отличной кредитной истории.

На третий год

Вышеописанные инструкции тоже актуальны и по вопросу, можно ли не страховаться по КАСКО на третий и последующие годы. Не всегда, к сожалению, для банка может срабатывать идеальный безаварийный стаж водителя.

Все финансисты руководствуются своими соображениями – максимально сохранить гарантии платежеспособности клиента, подстраховаться лишний раз всем, чем только можно. Для этого и используют добровольный вид страхования как обязательный.

Стоит еще обратить отдельно внимание на отдельную деталь – добавка в процентировании на тот случай, если клиент прекратил оплачивать страховку и не уведомляет об этом банк.

Допустим, в вашем договоре прописано, что на случай отказа от дополнительного страхования к ставке будет добавляться 0,5%. Это обозначает, что если ставкой по автозайму были 13%, то станет уже 13,5%. Ощутимо? Да, ощутимо.

Однако теперь подумайте над следующими существенными деталями:

  1. Когда будет добавляться? Правильно, спустя год, два, ведь вы ранее платили.
  2. По величине такая надбавка к ставке выглядит меньше, чем полная оплата КАСКО все годы вашего кредитования.
  3. Обращайте внимание на различные приписки в этом пункте договора. Например, там может быть написано: «по усмотрению кредитора». Это обозначает, что банк может выставить добавку к ставке, а может и не выставить.
Предлагаем ознакомиться:  Можно ли офорлять на работу о временному документу
стоимость кредита 560 тыс. рублей
ставка 13%, с добавкой – 13,5%
находим, сколько в деньгах будут выглядеть те полпроцента, что банк начислит 560 000 х 0,005 = 2800 рублей
стоимость страховки по машине на 1 год 65 000 руб.

Разница все же есть, пусть даже и придется платить по повышенной ставке автокредит, тем не менее, это значительно выгоднее, чем покупать ежегодно полис КАСКО.

Этот вид страхования всегда выгоден лишь тем водителям, которые сомневаются в опытности собственного вождения, боятся рисков попадания в ДТП, угона, хищения приборов и прочее.

Поэтому для некоторых водителей нет разницы, платить ли при наступлении случая из своего кармана в срочном порядке, либо получить страховое возмещение на ремонт машины.

Всегда обращайте внимание на условия договора еще до того, как вы его подписываете. Лучше сразу определиться окончательно, договариваясь с банком, на какой срок будет определено страхование, можно ли его заменить другими гарантиями, есть ли возможность также уменьшить сумму страховки.

Изображение 6

Но не стоит думать, что банки без исключения навязывают такую страховку, есть такие финансовые компании, где это вовсе не обязательно делать.

Необязательный полис КАСКО при автокредитовании

Тарифы на каско для кредитуемых автомобилей в среднем составляют 10% от оценочной стоимости машины. Таким образом, помимо основной суммы и процентов по кредиту автовладелец вынужден в общей сложности заплатить ещё порядка 30% стоимости авто за каско, если договор заключается на три года, или около 50%, если договор рассчитан на пять лет.

В последнее время ряд банков предлагает автомобилистам возможность получения кредита без оформления КАСКО. Тем не менее, у таких займов есть несколько ключевых особенностей, которые вряд ли вызовут энтузиазм у автовладельцев:

  1. Во-первых, это завышенная процентная ставка. Так банк старается минимизировать свои риски.
  2. Во-вторых, в случае повреждения авто его придётся восстанавливать за свой счёт, что, вкупе с необходимостью погашения кредита, финансово крайне затруднительно.
  3. В-третьих, как правило, такие займы дают не самые авторитетные банки, следовательно, не стоит исключать вероятности наличия скрытых платежей или дополнительных штрафных санкций для должника в случае просрочки платежа и т. д. Именно поэтому договоры с такими кредитными организациями следует читать особенно внимательно.

Ещё один способ избавиться от необходимости покупать полис КАСКО – это получение кредита наличными (потребительского кредита) вместо автокредита. В таком случае оформлять страховку будет не обязательно, правда, автовладельцу придётся предоставить банку какой-либо другой залог, а также выплачивать проценты по кредиту по более высокой ставке.

Необходимость соблюдения требований банка при страховании кредитного автомобиля не позволяет воспользоваться стандартными способами снижения цены КАСКО . Однако автовладелец всё же может попытаться уменьшить стоимость страховки. Для этого нужно:

  • либо отказаться от внесения в полис молодых и неопытных водителей;
  • либо заключить многолетний страховой договор.

Первый способ позволяет добиться значительного снижения цены КАСКО, но подходит далеко не всем автовладельцам. Молодым и неопытным автовладельцам неразумно прибегать к подобной хитрости, ведь иначе они фактически останутся без страховой защиты.

Второй способ поможет добиться экономии, однако далеко не все страховые компании предлагают оформить многолетнюю страховку. Если же страховая компания готова к такому варианту оформления сделки, то клиент получит следующие преимущества:

  1. Тариф остаётся фиксированным на протяжении всего срока страхования, то есть не изменяется в большую сторону при увеличении срока эксплуатации машины.
  2. Страховая сумма ежегодно уменьшается в соответствии с графиком погашения долга по кредиту или исходя из методики страховщика по определению износа.

Наряду с этим автовладелец может не беспокоиться о ежегодной пролонгации полиса КАСКО, что позволит существенно сэкономить время. При этом следует подходить к выбору страховой компании максимально ответственно, ведь договор будет действовать на протяжении нескольких лет.

На основании новых положений в законе «О защите потребительских прав» №2300-1 от 07.02.1993 года, изданных в форме редакционных поправок 1 июля 2015 года и 3 июля 2019 года, полная стоимость кредитного продукта (ПСК) ограничена до уровня не более 1/3 от среднерыночной цены.

Среднерыночный показатель каждый месяц выводит Банк России, на который всегда ориентируются все страховые компании.

На 2019 год такой показатель для срочных банковских целевых продуктов, сроком действия до 12 месяцев, составляет 30 000 руб. К целевым займам относится также автокредитование.

Такие условия ограничат банки от искусственного превышения автокредита за счет вовлечения необязательной по российскому законодательству страховки к его условиям.

Потому как превышение такого лимита будет считаться нарушением закона, защищающего права покупателя услуг, и наказываться соответствующим образом.

Механизмы со стороны банка по навязыванию страховки КАСКО могут быть следующими:

  1. Страховка – это одно из обязательных условий для того, чтобы беспрепятственно получить заем.
  2. Условия не только по кредиту, но даже страхованию, зачастую определять будет финансовое учреждение.
  3. Будет предлагаться именно такая страховая фирма, которую выберет финансист, а не клиент.

Любое из этих условий является нарушением норм законодательства «Защиты потребительских прав». А именно нарушаются постулаты п. 2 ст. 16 данного закона, где речь идет о запрете заранее обуславливать приобретение каких-либо услуг, а также о предоставлении услуг без согласия на то их получателем.

В этом законе отражено, что нельзя приобретать одну услугу, условием покупки другой услуги. Кроме того, нарушение фиксируется и по 421-й статье действующего Гражданского Кодекса РФ, в которой описывается недопущение к понуждению заключать тот или иной договор на приобретение услуг.

Исключением здесь, конечно же, выступают те моменты, которые предусмотрены Кодексом для обязательного заключения страхового договора (п. 1 ст. 421 «Свобода договора»).

Есть нарушения еще и по пункту 2 статьи 935 ГК РФ, в котором четко сказано, что страхование по рискам для жизни либо здоровья предполагаемого страхователя не может быть обязательным.

Как известно, в страховые риски по условиям КАСКО входит не только имущественные риски, но и личные, касающиеся жизни и здоровья застрахованного лица.

В данном случае клиент банка имеет право принять только такое КАСКО, где есть условия имущественной защиты – именно защиты автомобиля, который является пока в залоге у банка.

Обратите внимание! При сделке по автокредитам банки всегда будут применять психологический прием – делать упор на то, что в первую очередь такая страховка выгодна и нужна самому клиенту, что это его финансовая безопасность на случай ДТП или иных повреждений, случившихся с новой машиной, находящейся в кредите.

Поэтому во многом здесь принимать окончательное решение придется самому заемщику.

На второй год

Но на практике чаще всего соразмерность этих двух параметров – процентов по кредиту и стоимость страхования КАСКО оказываются такими, что клиенту дешевле будет, если он откажется именно от страховки.

Цена автомобиля, который клиент покупает в кредит составляет 560 тыс. рублей
Ставку по автокредиту (допустим, по госпрограмме) банк выставил – 13%
Увеличение ставки годовых при отказе от предложенного страхования 0,5%
Ставка по автокредиту по госпрограмме после отказа от страховки КАСКО 13,5%
Удорожание ставки в рублях по одному месяцу 560 000 : 0,005 = 2800 руб.
Удорожание ставки в рублях на весь год 2800 : 12 мес. = 33 600 руб.
Стоимость полиса КАСКО на год 75 450 руб.

Теперь видна разница, что лучше, оставить страховку, или же пользоваться увеличением процента, после отказа страховаться по данному направлению.

Экономия при отказе в данном случае от добровольного вида автострахования составляет 41 850 руб. Поэтому специалисты рекомендуют, сначала все хорошенько рассчитать, прежде чем писать отказную в банк.

А если клиент успевает еще вложиться в 5-дневный срок для льготного отказа от страховки, если договор страхования имеет условия ежегодного перезаключения, то тогда клиент получит назад большую часть взносов, которые успел уже выплатить страховщику.

Но это только для тех сделок, которые заключаются сроком на 1 год с перезаключением, продлением, пролонгацией.

Те же правила могут действовать и для страховки и отказа от нее на 3-й, 4-й и последующие годы. Но и в этих случаях все-таки следует прочесть еще раз условия договора.

В нем может быть сказано, что страхование на последующие годы предусматривается либо по усмотрению банка, либо по желанию клиента.

В случаях, когда риски, присутствующие в полисе КАСКО, все-таки фигурируют по жизненным обстоятельствам и каким-либо параметрам заемщика, то тогда лучше всего продолжить защитную функцию страхования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector