Контрольная по земельному праву

Особенности
правового положения земельного участка

За рубежом (в англосаксонском праве) институт земельной собственности
представлен такими формами, как абсолютная собственность, пожизненная
собственность, собственность на срок. В целом за рубежом фактически выделяют в
основном такие две формы землевладения, как собственность на земельные участки
и аренду. Эти две формы очень хорошо развиты.

На теорию и практику правового регулирования отношений земельной собственности
оказывает существенное влияние традиционное деление права зарубежных стран на
публичное и частное. В современном зарубежном земельном праве полу­чила
распространение и нормативное закрепление теория «социальной функции»
собственности, в особенности земельной собственности, обос­новывающей
необходимость государственного вмешательства в отношения собственности и
ограничения правомочий земельного собственника в пуб­личных интересах, что
обосновывается приоритетом публичных интересов над частными интересами
собственника.

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

— право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования (ст.
216 ГК РФ);

— право временного пользования, аренда (ст. 607 ГК РФ) и др.

Конституция РФ закрепила положение о многообразии форм собственности на
природные объекты (ст. 9): государственная, муниципальная, частная, и иные
формы собственности. Глава 17 ГК РФ тоже не устанавливает каких-либо
ограничений на формы земельной собственности и на круг лиц, которые могут иметь
землю в собственности.

Частная собственность – собственность, владельцем которой является
отдельное лицо, которому принадлежит право владения, пользования и распоряжения,
включая передачу или продажу другому лицу. Ст. 36 Конституции РФ гласит: «Собственники
владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и интересов других лиц».

В ст. 260 ГК РФ установлено, что имеющие в собственности земельный
участок лица могут продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду
и т.д. Ограничения установлены лишь для земли, исключенной из оборота,
например, земли сельскохозяйственного назначения (п. 2). К исключенным из оборота
землям относятся также земли: природно-заповедного фонда, заповедных и
рекреационных зон, загрязненные опасными химическими веществами и др.

Государственная собственность на землю по своей принадлежно­сти имеет
несколько уровней: федеральная, собственность республик в составе РФ,
собственность краев, областей, автономной области, округов и др. На одни и те
же земли не может быть двух или несколько собственников, так как общая
совместная государственная собствен­ность законодательством не предусмотрена.

• ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в расчете на каждого его
члена, в пределах средне районной нормы бесплатной передачи земли в
собственность;

• совместного ведения производства сельскохозяйственного пред­приятия, в
котором введена общая совместная или общая долевая собственность граждан;

• для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и
дачного хозяйства;

• индивидуального и коллективного жилищного строительства в сельской
местности;

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение в связи с выходом основного работника в 2019 году

• в иных случаях, установленных законодательством РФ и субъектов РФ.

Повторное предоставление земельных участков бесплатно не допускается.

• ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сверх предель­ных
размеров бесплатной передачи земли в собственность;

• совместного ведения производства сельскохозяйственного пред­приятия,
сверх средне районной нормы бесплатной передачи земли в собственность;

• индивидуального и коллективного жилищного строительства в городах,
рабочих и курортных поселках, если законодательством не предусмотрена
бесплатная передача земли.

Муниципальные земли принадлежат органам местного самоуправления. В
муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах),
сельских поселений, а также других муниципальных образо­ваний для обеспечения
их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности.

В муниципальную собственность могут включаться земли, приобре­таемые по
решению местной администрации у других собственников земельных участков путем
их выкупа в установленном порядке.

Земля, находящаяся в собственности, может быть сдана собственником в
аренду (собственник выступает арендодателем). Участки, находящиеся в
собственности государства или муниципальных образований, передаются в аренду по
решению местной администрации, в ведении которой находится этот участок.

Аренда используется достаточно к различным категориям земель единого
государственного земельного фонда, в том числе к городским землям. В
соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется
предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование
или во временное пользование.

В заключение отмечу, что ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что земельное
право находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, т.е. субъекты РФ могут,
не ожидая издания федеральных законов, издавать свои собственные земельные
законы. Но если по этим вопросам будет издан федеральный закон (ФЗ), закон
субъекта приводится в соответствии с ним.

Земельный фонд РФ — вся территория в пределах границ страны. Как и вся
правоприменительная деятельность государства, управление земельным фондом
осуществляется через систему государственных органов, а также посредством
привлечения к этому процессу общественных, муниципальных и др. структур.

Функции государственного управления земельным фондом являются и функциями
государственного регулирования земельных отношений. Земля — единый природный
объект, отдельные части которого обладают различными природными качествами и
свойствами, которые в связи с этим целесообразно использовать определенным
образом. Основные правовые проблемы управления земельным фондом вытекают из
проблем разграничения земель.

Законодательством закреплены четыре основные формы от­ветственности за
земельные правонарушения: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая.

Кроме указанных традиционных форм ответственности за зе­мельные
правонарушения, в земельном законодательстве предус­мотрена специальная
ответственность, так называемая земельно-правовая ответственность,
предусматривающая специальные зе­мельно-правовые меры. Эта ответственность
является дополнительной, специальной формой ответственности за земель­ные
правонарушения и применяется к гражданам и юридическим лицам, которые совершили
незаконные сделки с землей и другие земельные нарушения.

Сравнивая виды ответственности за нарушения земельного законодательства в
России и за рубежом, необходимо отметить, что в России наиболее широко
применяемые на практике — административная и земельно-правовая виды
ответственности. За рубежом же в последнее время большое внимание уделяется
механизмам применения уголовной ответственности, так, более распространена
уголовная ответственность и за земельные правонарушения.

Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием
или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников
земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц
утверждены в соответствии с ЗК РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Переуступка ипотечной квартиры: как происходит продажа

В соответствии со ст. 57 ЗК РФ определен порядок возмещения собственникам
земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков,
ограничением прав собственников земельных участков или ухудшением качества
земель в результате деятельности других лиц и др.

Согласно ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить
в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных
правонарушений. Согласно п. 4 ст. 57 ЗК РФ при расчетах размеров
возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день,
предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном
занятии участка или об ограничении прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Данная норма является
специальной по отношению к п. 3 ст. 393 ГК РФ, определяющего цену,
принимаемую во внимание при возмещении убытков. Пункт 4 ст. 57 ЗК РФ
направлен на реализацию положения о предварительном возмещении убытков и
распространяется на любое имущество, в том числе и на сам земельный участок.

Реальный ущерб — фактически понесенные лицом расходы на момент
предъявления иска; будущие необходимые расходы, которые лицо должно будет
произвести для восстановления нарушенного права; в-третьих, утрату и
повреждение имущества.

Понесенные расходы могут быть самыми разнообразными. Например, по делам о
возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков, предоставленных
для строительства, реальный ущерб определяется исходя из стоимости затрат: по
проведению проектно-изыскательных и других работ, по отводу земельного участка,
изготовлению технического паспорта на проектирование и т.д.

Охрана
земель

Статья 9 Конституции РФ устанавливает,
что земля и другие природные 
ресурсы, на которые распространяются
властные полномочия государства, используются
и охраняются в Российской Федерации 
как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории.

Осуществляя властные полномочия на
своей территории, государство устанавливает 
обязательные для исполнения всеми 
пользователями земли экологические 
требования в интересах общества,
контролирует использование земель,
определяет охранные зоны, публичные
сервитуты и т. д. Поэтому использование
земель должно осуществляться способами,
обеспечивающими сохранение экологических
систем, способности земли быть средством
производства в сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве, основой осуществления хозяйственной
и иных видов деятельности. Целями охраны
земель являются:

  1. предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
  2. обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации,
    загрязнению, захламлению, нарушению,
    другим негативным (вредным) воздействиям
    хозяйственной деятельности.
Предлагаем ознакомиться:  Как оформить в собственность земельный участок находящийся в аренде

Земельным кодексом установлено, что 
в целях охраны земель собственники
земельных участков, а также землепользователи,
землевладельцы и арендаторы земельных
участков обязаны проводить мероприятия
по:

  1. сохранению почв и их плодородия;
  2. защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими
    веществами, захламления отходами производства
    и потребления, загрязнения, в том числе
    биогенного загрязнения, и других негативных
    (вредных) воздействий, в результате которых
    происходит деградация земель;
  3. защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями
    и кустарниками, сорными растениями, а
    также защите растений и продукции растительного
    происхождения от вредных организмов
    (растений или животных, болезнетворных
    организмов, способных при определённых
    условиях нанести вред деревьям, кустарникам
    и иным растениям);
  4. ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
  5. сохранению достигнутого уровня мелиорации;
  6. рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
  7. сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Упущенная выгода также понимается под убытками (п.2 ст.15 ГК РФ). Если
нарушившее право лицо получило вследствие этого доходы, лицо, право которого
нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной
выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Определить ее размер на порядок
сложнее.

Хотя общие принципы для определения убытков установлены в ст. 15 ГК
РФ, п. 4 ст. 393 ГК РФ специально предусматривает дополнительные
условия для подтверждения расходов по возмещению упущенной выгоды: «При
определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее
получения меры и сделанные с этой целью приготовления».

Современная особенность в том, что суды все чаще взыскивают убытки в
полном объеме, в том числе и упущенную выгоду, в порядке, предусмотренном
п. 1 ст. 62 ЗК РФ, ст. 15 ГК РФ.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 ноября 2004 года № 691 «О Федеральном агентстве по
управлению федеральным имуществом» в установленном порядке учет федерального
имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из
указанного реестра должно осуществлять Росимущество.

На практике возникает немало проблем разного характера, связанных с
управлением и использованием земель, принадлежащих РФ, но находящихся за
рубежом. В области управления данные факты имеют территориальную подоплеку. Для
их устранения немаловажной является локализация управления и соответствующие
правовые основы. В области же правовых проблем необходима тщательная проработка
аспектов, касающихся международного регулирования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector