Срок давности административных правонарушений

Срок давности административного правонарушения: с какого момента его исчисляют

Среди правонарушений, относящихся к административному праву, нет тех, что не имеют подобного ограничения. Это обусловлено самой природой этого вида деяний, как правило, гораздо менее значительных, нежели те, что относят к сфере Уголовного Кодекса.

Смысл наличия такой нормы, как «истечение сроков давности привлечения к административной ответственности«, в том, чтобы дисциплинировать и подвести под общий стандарт разбирательство подобных дел по всей стране. Немаловажно и то, что такое ограничение заставляет рассматривать дела (особенно через суд) в разумных временных рамках, а не затягивать до бесконечности.

Давности привлечения к административной ответственности посвящена ст. 4.5 КоАП. Есть ряд принципиальных, базовых моментов, которые в ней указываются:

  • максимально возможный срок давности не един для всех административных правонарушений. Существуют несколько групп, разделенных по признаку субъекта юрисдикции (кто выносит решение), вида возможного наказания и т.д.;
  • минимально установленный срок давности, который принято считать основным — 2 месяца. В той же, ст. 4.5, указаны виды административных правонарушений, для которых срок увеличивается вплоть до 6 лет. Все они — исключения;
  • срок давности, точнее его истечение, означает не только прекращение уже идущего разбирательства, но и то, что еще не открытое делопроизводство не может быть начато;
  • если проступок предполагает рассмотрение дела и назначение наказания судебным органом, то минимальный срок устанавливается на отметке 3 месяца;
  • не является единым и день, который признается точкой отсчета для срока давности. Самый распространенный — день, следующий за днем непосредственного нарушения закона. При т.н. длящихся правонарушениях, берется день, стоящий после даты выявления преступления и составленного на этот счет протокола;

Суд, в т.ч. арбитражный, может привлекаться как орган, уполномоченные давать постановления по административным делам. Как правило, это и есть самые затяжные дела. Существует у подобных дел и своя специфика:

  • при изначальном рассмотрении дела, как уголовного преступления и последующей переквалификации его в административное правонарушение, срок давности будет отсчитываться с момента выявления нарушения, а не приема судом, либо другим уполномоченным органом документов этого дела;
  • подсудность дела (либо вынесение решения о наказании другим, уполномоченным на то органом) всегда соответствует месту совершения преступления. Однако виновник может ходатайствовать о переносе рассмотрения в регион/район его постоянного места проживания.

В последнем случае, срок, требующийся на пересылку корреспонденции, относящейся к административному разбирательству, в счет срока давности не включается (он приостанавливается). Таким образом использовать этот «прием» для затягивания дела с целью прекратить его не получится.

Нередки случаи, когда уполномоченным на то органом все же выносится решение о назначении административного наказания (штраф, арест, дисквалификация и т.д.), даже когда произошло истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.Случаться это может по двум причинам:

  • не правильно определенная дата самого правонарушения, что встречается довольно часто, учитывая специфику ряда административных нарушений (закон о нейтральный водах, антимонопольное законодательство и т. д.);
  • сознательное игнорирование уже истекшего срока давности при назначении наказания.

Учитывая юридическую неграмотность населения, подобное может оставаться незамеченным. В любом случае, когда такое нарушение выявлено, то вступившее в силу административное наказание признается незаконным и должно быть отменено, либо же, на основании ст. 29.9 КоАП, не может быть назначено.

С другой стороны, существует популярное заблуждение, касающееся того, что можно дождаться, когда истечет срок давности для привлечения к административной ответственности, попросту не являясь на суд/комиссию по своему делу и отказываясь от получения повестки, либо постоянно болея.

Аватар автора: Михаил Королёв

Специально для этого было дано разъяснение Верховного суда, указавшее, что для суда важен факт отправки извещения, а не его получения, а по болезни бесконечно уклоняться не получится. В обоих случаях дело может быть рассмотрено без Вас.

В зависимости от конкретного состава, срок привлечения административным органом к ответственности за нарушение считают:

  • с момента незаконного действия (бездействия);
  •  с момента обнаружения административным органом факта незаконного действия (бездействия)

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Так, суд отменил постановление из-за неверного определения срока давности для административного правонарушения. Он признал незаконным привлечение общества за нарушение условий лицензии, поскольку установил, что срок истек, а правонарушение являлось длящимся. 

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области (далее – Департамент) в ходе контрольных мероприятий обнаружил, что ООО «О.» (далее – Общество) добывало песок в нарушение условий лицензии на пользование недрами. Департамент вынес в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Постановление).

Срок давности административных правонарушений

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Суд требование Общества удовлетворил, поскольку установил истечение срока давности привлечения его к ответственности. Суд указал, что административное правонарушение, совершенное Обществом, являлось длящимся.

В качестве длящегося не может быть признано правонарушение, которое не было выполнено к конкретному сроку (абз. 3 п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к административной ответственности за непредоставление информации, поскольку установил, что административный орган пропустил срок давности привлечения к ответственности 

Предлагаем ознакомиться:  За какие долги не выпускают за границу? Из-за задолженности по кредиту

В ходе осуществления надзорных мероприятий региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – РО ФСФР) обратилось к ООО «Р.» (далее – Общество) с требованием предоставить информацию, необходимую для осуществления государственного страхового надзора со сроком исполнения в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса.

Общество предоставило ответ РО ФСФР с нарушением указанного срока. В связи с нарушением Обществом срока ответа на запрос РО ФСФР вынесло в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Постановление).

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд требование Общества удовлетворил, поскольку срок давности по административным правонарушениям завершися. Суд указал, что административные правонарушения, которые выражаются в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут рассматриваться в качестве длящихся. Последним днем предоставления информации по запросу РО ФСФР являлось 8 июня 2012 года, поэтому двухмесячный срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 9 июня 2012 года, а полный текст Постановления был изготовлен 10 августа 2012 года, то есть за пределами двухмесячного срока (постановление ФАС Московского округа от 9 августа 2013 г. по делу № А40-113611/12-153-1159).

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Срок давности по административным правонарушениям – это время, по истечении которого нарушителя нельзя привлечь за совершённые им противозаконные действия.

Административным нарушением гражданина считаются действия, совершенные с умыслом, который подразумевает нарушение правовых законодательных норм в области трудового, налогового, семейного, авторского и других законодательств. Если смотреть на отличие административного правонарушения от преступления, то оно будет заключаться в размере нанесенного ущерба.

Наказания предусмотренные за административные правонарушения следующие:

  • предупреждение (например, управление автомобилем с грязными(нечитаемыми) гос.знаками;
  • штраф (например, управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке при первичном нарушении обязательно штраф);
  • арест (например, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции срок до 30 суток);
  • дисквалификация (например, за невыплату зарплаты работникам предприятия дисквалифицируют учредителя юридического лица);
  • приостановление деятельности (например, при массовом отравлении людей предприятием общепита(кафе) приостанавливают его деятельность до устранения нарушений);
  • обязательные работы (например, за неуплату штрафов ПДД);
  • некоторые другие.

Стоить заметить, что административному аресту и обязательным исправительным работам не подлежат:

  • беременные женщины;
  • женщины, у которых есть дети до 14 лет;
  • несовершеннолетние (лица до 18 лет);
  • инвалиды I и II групп;
  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • сотрудники со спец. званиями органов МВД, Прокуратуры и других лиц указанных в части 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Срок давности административного правонарушения: с какого момента его исчисляют

Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности по административным правонарушениям (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2). Существуют правила определения таких сроков. Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому административным органом, не может быть вынесено по истечении двух месяцев (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Если делом занимается суд, срок составляет три месяца.

Есть особые сроки давности административного правонарушения, для отдельных сфер законодательства.

Срок давности административного нарушения

Сфера законодательства

1 год

Законодательство:

  • об экспортном контроле;
  • внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе;
  • исключительной экономической зоне РФ;
  • геодезии и картографии;
  • наименованиях географических объектов;
  • энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • охране здоровья граждан;
  • защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию;
  • безопасности дорожного движения (в части правонарушений по ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП);
  • авторском праве и смежных правах;
  • товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
  • использовании атомной энергии;
  • налогах и сборах;
  • защите прав потребителей;
  • потребительском кредите (займе);
  • кредитных историях;
  • государственном регулировании цен (тарифов);
  • естественных монополиях;
  • основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
  • рекламе;
  • электроэнергетике;
  • теплоснабжении;
  • газоснабжении;
  • лотереях;
  • физической культуре и спорте (в части, которая касается нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
  • государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, которая касается нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
  • выборах и референдумах;
  • участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • организации и проведении азартных игр;
  • противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • акционерных обществах;
  • обществах с ограниченной ответственностью;
  • рынке ценных бумаг;
  • клиринговой деятельности;
  • организованных торгах;
  • инвестиционных фондах;
  • негосударственных пенсионных фондах;
  • кредитной кооперации;
  • сельскохозяйственной кооперации;
  • микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях;
  • ломбардах;
  • противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • национальной платежной системе;
  • открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов;
  • заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части правонарушений по ст. 15.39 КоАП);
  • контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части правонарушений по ст. 7.29–7.32, 7.32.5, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП);
  • организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;
  • основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • пожарной безопасности;
  • промышленной безопасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений;
  • градостроительной деятельности;
  • техническом регулировании;
  • собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
  • применении контрольно-кассовой техники;
  • охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • исполнительном производстве;
  • иностранных инвестициях на территории РФ;
  • государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Патентное, антимонопольное, страховое законодательство

3. Законодательство в области:

  • охраны окружающей среды и природопользования;
  • санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • охраны собственности (в части правонарушений по ст. 7.3, 7.5 КоАП);
  • водоснабжения и водоотведения;
  • государственного оборонного заказа (в части правонарушений по ст. 7.32.1, ч. 1, 2 и 2.1 ст. 14.55, ст. 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП);
  • закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части правонарушений по ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП).

4. Трудовое законодательство, иммиграционные правила, правила пребывания (проживания) в России иностранных граждан и лиц без гражданства, правила привлечения к трудовой деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

5. Нарушения процедуры обязательных торгов (в части правонарушений по ст. 7.32.4 КоАП) или порядка деятельности некоммерческой организации, которая выполняет функции иностранного агента.

6. Нарушения против порядка управления, если:

  • не предоставить, исказить или несвоевременно предоставить в антимонопольный орган по требованию информацию для расчета штрафа;
  • не представить, исказить или несвоевременно представить в таможенный орган статистические формы учета перемещения товаров;
  • не предоставить, предоставить ложную или не полную информацию в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах. Субъект ответственности – демонстратор, который платно показывает фильмы в кинозале.

2 года

7. Таможенное законодательство Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательство России о таможенном деле.

8. Бюджетное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

9. Правонарушения по статьям 5.35.1 и 6.1.1 КоАП (побои и неуплата алиментов).

10. Валютное законодательство и акты органов валютного регулирования.

11. Законодательство о бухгалтерском учете.

3 года

12. Законодательство:

  • о политических партиях (в части правонарушений по ст. 5.64–5.68 КоАП);
  • несостоятельности (банкротстве).

6 лет

13. Законодательство:

  • о противодействии терроризму (в части правонарушения по ст. 15.27.1 КоАП);
  • противодействии коррупции.
Предлагаем ознакомиться:  За какие правонарушения наступает административная ответственность

Перед тем как опротестовывать постановление, убедитесь, что по административному сроку давности истек период привлечения к ответственности. Тогда удастся отменить взыскание.

Суд отменил постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности за продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территории дошкольного учреждения, поскольку установил, что срок исковой давности административного правонарушения на момент вынесения спорного постановления истек.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Управление) установило, что индивидуальный предприниматель в своем торговом отделе продавал табачные изделия на расстоянии менее 100 метров от границ территории муниципального дошкольного учреждения.

Суд удовлетворил заявление предпринимателя, поскольку установил, что правонарушение было выявлено 20 декабря 2010 года, следовательно, последним днем окончания срока давности для привлечения к ответственности являлось 20 февраля 2011 года, а постановление было вынесено 1 марта 2011 года (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2011 г.

Срок давности в один год распространяется на большую группу деяний. Это обосновано тем что последствия правонарушения (противозаконного действия) может не совпадать с временем при котором проявились вредные последствия. Например, предприятие загрязняло окружающую среду токсичными отходами 1 месяц, а последствия в виде вреда экологии наступили через 6 месяцев.

Список сфер законодательства РФ, в которых срок исковой давности равен 1 год за административное нарушение

  • экспортного контроля;
  • внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, в исключительной экономической зоне РФ;
  • геодезия и картография, в сфере наименований географических объектов;
  • патентного законодательства (авторских и смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров);
  • антимонопольных законов;
  • сфера охраны окружающей среды;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • охраны здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • в сфере защиты детей от информации причиняющей вред их здоровью или развитию;
  • правил ПДД (статьи 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ);
  • использования атомной энергии;
  • налогов и сборов;
  • в защите прав потребителей;
  • в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • в сфере государственного регулирования цен (тарифов);
  • в сфере естественных монополий;
  • основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
  • в сферах рекламы, энергетики, тепло и водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и лотереях;
  • в физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
  • в государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
  • на выборах и референдумах;
  • в участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • организации и о проведении азартных игр;
  • в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации;
  • И многие другие сферы, с которыми вы можете ознакомиться по ссылке.
Предлагаем ознакомиться:  Срок аренды земельного участка — минимальный и максимальный

Административные нарушения со сроком исковой давности в 2 года

  • за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
  • за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • за нарушение законодательства о бухгалтерском учете;
  • за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ.

Административные нарушения со сроком давности в 3 года

  • за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Административные правонарушения со сроком давности в 6 лет

  • за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Исключительные нормы по сроку давности

В первой части ст. 4.5 КоАП изложены все возможные сроки, зависящие от области права, которая была нарушена. Список чрезвычайно обширен, но его условно можно разделить на несколько групп.

Крупнейшую из них составляют правонарушения, срок давности по которым составляет 12 месяцев. Полный перечень их можно увидеть в тексте последней редакции самой статьи, которая размещена здесь.

До 24 месяцев может вестись разбирательство по следующим делам:

  • любое правонарушение, связанное с таможенным законодательством нашей страны, либо правил международных таможенных организаций, в которых РФ состоит (ТС, членом которого Россия является с 01.06.2010 г.);
  • нарушения, связанные с оборотом валюты, любыми валютными операциями;
  • относящиеся к бухгалтерской отчетности и бухучету дела (ст. 15.11 КоАП), связанные в т.ч. и с профессиональной дисквалификацией;
  • допущенные нарушения бюджетных норм и правоотношений, принятых на территории РФ;
  • нанесение побоев, которые судом будут квалифицированы как административное правонарушение, а не уголовное;
  • неисполнение родительских обязанностей в виде уклонения от материального содержания детей и/или недееспособных родителей.

Для ряда правонарушений срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 года. Основная группа нарушений, которые могут рассматриваться так долго, касается финансового блока ФЗ «О политических партиях». Можно перечислить следующее:

  • непредоставление финансового отчета о деятельности ПП, либо грубое нарушение сроков по его предоставлению;
  • незаконное (нецелевое) расходование денежных средств, привлеченных для политических нужд от населения;
  • незаконное финансирование политической партии, осуществленное физическим, либо юридическим лицом;
  • нарушение сроков возврата финансовых средств первоначальному жертвователю (либо в пользу государства), когда такая процедура необходима;
  • правонарушения в законодательстве об аудите, который распространяется в т.ч. и на политические партии.

Те же 3 года отведены на разбирательство дел, которые относятся к области банкротства физических и юридических лиц.

На 2017 год максимально возможный срок давности, установленный законом для назначения наказаний за административные правонарушения, составляет 6 лет. Преступления на которые это будет распространяться — те, что могут требовать максимально длительного разбирательства и сопряжены с большой общественной опасностью. Среди них:

  • правонарушения, связанные с попустительством при противодействии коррупции на территории Российской Федерации;
  • нарушение антитеррористического законодательства РФ, в т.ч. содействие в финансировании подобных организаций, помощь в легализации их средств и т.д. Объектом права в данном случае выступают кредитные организации (коммерческие банки), штрафы для которых исчисляются десятками миллионов рублей.

Срок давности административных правонарушенийhttps://www.youtube.com/watch{q}v=YYoU4vm-x6k

Известно, что последствия привлечения к административной ответственности могут быть совершенно разными, равно как и сами назначаемые наказания, от выбора которых может зависеть и максимальное время рассмотрения дела. Срок давности будет зависеть от вида наказания, строго говоря, лишь в 1 случае — когда речь идет о дисквалификации нарушителя. Это указано все в той же ч. 1 ст. 4.5 КоАП.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector