Индивидуальный предприниматель налоговый учет и место предоставления

Учет индивидуальных предпринимателей в налоговых органах

Индивидуальный предприниматель в целях проведения налогового контроля подлежит обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту своего жительства (п.1 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. То есть обязанность постановки на налоговый учет возникает независимо от того, уплачивает или не уплачивает (должен или не должен уплачивать) индивидуальный предприниматель налоги, а также от того, осуществляется ли им предпринимательская деятельность.

https://www.youtube.com/watch{q}v=vFUPZIKcKJE

Заявление о постановке на учет физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган по месту жительства в течение 10 дней после его государственной регистрации.

Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.

Налоговым кодексом РФ установлена ответственность за нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.

Статьей 116 НК РФ за указанное налоговое правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. в зависимости от срока, в течение которого налогоплательщик не исполнял возложенную на него обязанность. Если этот срок не превысил 90 дней, размер штрафа составляет 5000 руб., в случае превышения — 10 000 руб.

Отдельный состав налогового правонарушения — уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ). При этом ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере от 10 до 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет в налоговом органе, в зависимости от периода времени, в течение которого осуществлялась деятельность без постановки на налоговый учет.

Практические задачи по экономике

Учебные пособия и сборники задач для студентов колледжей по темам: «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет», «Финансовый менеджмент» и др. Главное меню Тема 3.1. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности. Любая предпринимательская деятельность связана с решением множества вопросов.

Государственная поддержка малого предпринимательства

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 88-ФЗ) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства.

Можно отметить, что Закон N 88-ФЗ определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Одно из принципиальных условий поддержки субъектов малого предпринимательства установлено в п.1 ст.9 Закона N 88-ФЗ. В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Следует отдельно отметить, что законодатель уже отменил указанную норму относительно введения в действие единого налога на вмененный доход. Ниже приведена позиция Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ относительно этого вопроса.

Следует обратить внимание также на тот факт, что согласно ст.10 Закона N 88-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.

Индивидуальный предприниматель налоговый учет и место предоставления

Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Как вести налоговый бухгалтерский учет ИП на разных формах налогообложения{q}

Организации, при осуществлении деятельности в других регионах, создают обособленные подразделения, филиалы и представительства.

Встают на учет в налоговые органы по месту осуществления деятельности и уплачивают налоги.

Индивидуальный предприниматель не может создавать филиалы или обособленные подразделения.

Находясь на упрощенной системе налогообложения (УСН), ИП сам выбирает, ориентируясь на какой показатель определять объект налогообложения — на доходы, или же на доходы, уменьшенные на величину расходов. Если объектом выбраны доходы, то применяется установленная Налоговым кодексом ставка — 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов — то 15%, но местные законы для разных категорий налогоплательщиков могут варьировать её от 5 до 15%.

В плане бухгалтерского учета, УСН не считается сложным, наоборот, вполне возможно вести его самостоятельно, изучив основы своего налогового режима. Для понимания общего принципа учета на УСН достаточно сказать, что при выборе объекта в виде доходов, предприниматель учитывает все поступившие в процессе предпринимательской деятельности доходы, включая непосредственно деньги, а также товары, работы и услуги.

Основы налогообложения индивидуальных предпринимателей

По принципу налогообложения, учета и отчетности индивидуальных предпринимателей можно разделить на три основные группы:

  1. индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц в соответствии с положениями гл.23 НК РФ;
  2. индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
  3. индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход.

Рассмотрим подробнее особенности каждой из перечисленных групп.

  1. В соответствии со ст.207 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на доходы физических лиц. При этом индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно производить исчисление и уплату налога.

Индивидуальный предприниматель налоговый учет и место предоставления

Ставка налога установлена п.1 ст.224 НК РФ и составляет 13%.

Следует учитывать, что уплата налога производится в форме авансовых платежей. Исчисление авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.

Необходимо обратить внимание на Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный совместным Приказом Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N N 24н, БГ-3-08/419 (зарегистрирован в Минюсте России 04.05.2001 N 2692; далее — Порядок учета доходов и расходов). Документ устанавливает основные правила учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей.

Следует учитывать, что указанный Порядок учета доходов и расходов не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход.

Итак, учет доходов, расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.

Книга учета доходов и расходов состоит из шести разделов. Первый предназначен для непосредственного учета доходов и расходов. Следующие четыре раздела представляют собой аналитические регистры. Во втором разделе отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, в третьем — амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в четвертом — амортизация материальных активов, в пятом — начисленные и выплаченные доходы с сумм оплаты труда физических лиц. Шестой раздел является итоговым и предназначен для определения налоговой базы за налоговый период.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций производится в валюте РФ — в рублях. Записи в Книге учета по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения дохода (на дату фактического осуществления расхода).

В Порядке учета доходов и расходов закреплено право налогоплательщика вести Книгу учета как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Однако при ведении Книги учета в электронном виде индивидуальные предприниматели обязаны по окончании налогового периода вывести ее на бумажные носители.

Выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.

Предлагаем ознакомиться:  Требования банка о предоставлении документов, подтверждающие регистрацию директора в Москве или Московской области

Особое внимание следует обратить на тот факт, что доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, т.е. после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных Порядком учета доходов и расходов.

Необходимо учитывать, что под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов.

Учет расходов индивидуальными предпринимателями ведется с учетом следующих особенностей.

Стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации в последующих налоговых периодах.

В целях упорядочения учета и в соответствии с их экономическим содержанием расходы включают:

  • материальные расходы, к которым, в частности, относятся расходы на приобретение сырья, материалов, запасных частей, комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов, топлива, энергии и другие материальные расходы. Как материальные расходы также рассматриваются расходы на ремонт и техническое обслуживание основных средств, произведенные индивидуальными предпринимателями в налоговом периоде;
  • расходы на оплату труда, которые включают любые начисления (выплаты) работникам в денежной и (или) натуральной формах, в частности:

суммы начисленной и фактически выплаченной заработной платы;

начисленные и фактически выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера;

стоимость товаров (работ, услуг), предоставляемых в порядке натуральной оплаты труда;

суммы вознаграждений по договорам гражданско — правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;

  • прочие расходы, связанные с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг);
  • амортизационные отчисления на восстановление основных средств, амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов и нематериальных активов.

Индивидуальный предприниматель налоговый учет и место предоставления

22 Июля 2012, 12:35 Пользователь, г. Санкт-Петербург

Для юридических лиц в таком случае существует необходимость постановки на учет обособленного подразделения (Пункт 4 статьи 83 налогового Кодекса РФ).

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается: 1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества; 2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, — место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества; 3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества; /p>

Амортизация основных средств

Основные средства представляют собой совокупность материально — вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (п.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Стоимость основных средств, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

Стоимость основных средств, приобретенных и используемых для осуществления предпринимательской деятельности, погашается путем начисления амортизации. При этом основные средства амортизируются в течение срока их полезного использования. Срок полезного использования определяется по Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 (далее — Единые нормы).

Следует учитывать, что по объектам основных средств, по которым фактические затраты на их приобретение, сооружение и изготовление не могут быть документально подтверждены, амортизация не начисляется.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земля, объекты природопользования).

Амортизационные отчисления начисляются по каждому объекту основных средств (разд.2 Книги учета) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала его использования. Для целей налогообложения амортизация по основным средствам, используемым для осуществления деятельности, начисляется линейным способом по Единым нормам.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение налогового периода производится ежемесячно в размере 1/12, исчисленной исходя из Единых норм.

Важно отметить, что начисление амортизационных отчислений производится независимо от результатов хозяйственной деятельности в налоговом периоде до полного погашения стоимости этого объекта основных средств либо до прекращения права собственности или иного вещного права.

Как было указано выше, субъекты малого предпринимательства, в частности индивидуальные предприниматели, вправе применять механизм ускоренной амортизации основных средств в порядке, установленном законодательством РФ. Однако следует учитывать, что в случае прекращения деятельности до истечения одного года с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя суммы дополнительно начисленной ускоренной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения на эту сумму дохода, указанного индивидуальным предпринимателем.

  1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Закон N 222-ФЗ) предприниматель вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

При этом у налогоплательщика сохраняется право выбора системы налогообложения, учета и отчетности.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ налога на доход физических лиц, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (п.3 ст.1 Закона N 222-ФЗ).

Индивидуальный предприниматель налоговый учет и место предоставления

Следует учитывать, что предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплативший стоимость патента, освобождается только от уплаты налога на доходы физических лиц. Все остальные налоги (единый социальный налог, налог с продаж, НДС и др.) он должен уплачивать.

Необходимо помнить, что действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско — правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

При этом субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы 100 000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на 1-й день квартала, в котором произошла подача заявления.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 г. при исчислении ограничения совокупного размера валовой выручки индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, следует исходить из базовой суммы, равной 100 руб.

Таким образом, в настоящее время для применения индивидуальными предпринимателем упрощенной системы налогообложения учета и отчетности необходимо, чтобы размер его валовой выручки за год, предшествующий кварталу в котором подается соответствующее заявление, не превысил 10 000 000 руб.

У предпринимателей часто возникает вопрос: следует ли производить доплату по подоходному налогу за период работы на основании патента, если в этот период валовая выручка превысила 100 000-кратный МРОТ{q}

В этом случае следует обратить внимание на положения п.3 ст.5 Закона N 222-ФЗ, согласно которому для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Никаких дополнительных платежей в указанном случае Закон N 222-ФЗ не предусматривает.

Негативным последствием в случае, если в отчетном периоде совокупный размер валовой выручки превысил сумму 100 000 МРОТ, является то, что предприниматель утрачивает право на продление применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на следующий период и, как следствие, должен будет уплачивать подоходный налог в течение следующего отчетного периода в общеустановленном порядке. При этом размер авансовых платежей на следующий налоговый период будет рассчитываться исходя из фактически полученного дохода.

Далее следует отметить, что годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства устанавливается решением органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности.

На примере законов Москвы и Московской области возможно проанализировать, выгодно ли индивидуальному предпринимателю переходить на упрощенную систему налогообложения.

Предлагаем ознакомиться:  Ходатайство о переносе судебного заседания: правила составления в 2019 году

Закон Московской области от 13.02.1998 N 6/98 ОЗ «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в Московской области» определяет стоимость патента, уплачиваемую индивидуальными предпринимателями, и устанавливает, что стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату подоходного налога (с 1 января 2001 г. налога на доходы физических лиц. — Авт.) на доход, полученный от предпринимательской деятельности, и зависит от вида осуществляемой деятельности.

https://www.youtube.com/watch{q}v=V67nckvu668

Минимальная стоимость патента согласно Закону N 6/98 составляет 10 МРОТ и максимальная — 100 МРОТ.

Рассмотрим на конкретном примере, выгодно ли индивидуальному предпринимателю применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и какую сумму предстоит уплатить предпринимателю при уплате стоимости патента и при обычной системе налогообложения.

Возьмем для примера самую распространенную торгово — закупочную деятельность. Неудивительно, что для этого вида деятельности установлен максимальный размер стоимости патента 100 МРОТ (что составляет 10 000 руб.).

Предположим, валовая выручка за год составляет 1 000 000 руб.

Годовой доход — 200 000 руб.

Налог на доход физических лиц с этой суммы составляет 26 000 руб. (13% от 200 000 руб.), или 260 МРОТ.

Годовая стоимость патента — 10 000 руб. (100 МРОТ).

В этом случае выгода уплаты стоимости патента очевидна.

Таким образом, индивидуальному предпринимателю при выборе системы налогообложения, учета и отчетности следует принимать во внимание осуществляемый им вид деятельности и соответственно соотносить стоимость патента с размером получаемого дохода.

Закон г. Москвы от 16.10.1996 N 29 «О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» устанавливает еще более выгодные условия налогообложения для субъектов, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

в первый год работы в качестве субъекта упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности — величину, равную 12-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленному законодательством РФ на момент получения патента;

Индивидуальный предприниматель налоговый учет и место предоставления

во второй год — величину, равную 24-кратному МРОТ, установленному законодательством РФ на начало года;

в третий и последующий годы — величину, равную 48-кратному МРОТ, установленному законодательством РФ на начало календарного года.

В случае если индивидуальный предприниматель отказывается от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности до истечения трехлетнего срока, он уплачивает в бюджет г. Москвы разницу между величиной стоимости патента в третий год за весь период деятельности и суммой, уплаченной за этот же период. При этом для расчета применяется МРОТ, действующий на момент подачи заявления об отказе от упрощенной системы.

Глава 1

. Правовая основа деятельности индивидуальных предпринимателей .

Правовая основа деятельности индивидуальных предпринимателей 1.1.

Порядок государственной регистрации Гражданин, проживающий в Октябрьском районе г. Саратова, планирует осуществлять предпринимательскую деятельность в г. Энгельсе. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя будет оформлена по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности, то есть в ИФНС по Октябрьскому району г.

Саратова. В настоящий момент регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба (далее – ФНС). Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (статья 8 ФЗ N 129-ФЗ).

Процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей носит заявительный характер.

Налог на добавленную стоимость

Как известно, с 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на добавленную стоимость (ст.143 НК РФ).

При этом законодательство (ст.145 НК РФ) предусматривает возможность освобождения индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 000 000 руб.

Следует учитывать, что подобное освобождение не могут получить предприниматели, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, независимо от того, являются они плательщиками акциза или нет.

Освобождение индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам.

По истечении указанного срока индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн руб.

Освобождение индивидуального предпринимателя от обязанностей по исчислению и уплате НДС не влечет за собой его освобождение от других обязанностей налогоплательщика, в частности, от обязанности по представлению налоговой декларации по НДС (п.2.8 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.

На основании положений п.5 ст.168 НК РФ при освобождении индивидуального предпринимателя от исполнения обязанностей плательщика НДС счета — фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. На указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Далее необходимо отметить, что если в течение периода, в котором индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

При этом сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Принципы постановки на налоговый учет

Налоговый учет индивидуального предпринимателя начинается с регистрации. Физическое лицо регистрируется в территориальных органах Федеральной налоговой службы как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, без создания юридической единицы. При этом физ. лицу присваивается статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующими бумагами. Сведения о зарегистрированном ИП включаются в Единый государственный реестр предпринимателей.

Процедура постановки на налоговый учет ИП строго регулируется законодательством. После подачи ИП пакета документов на регистрацию территориальная налоговая инспекция должна либо его зарегистрировать и выдать соответствующие подтверждающие бумаги, либо дать мотивированный отказ.

Согласно законодательству, причинами отказа могут быть:

  1. Подан неполный пакет документов.
  2. Документы поданы не по месту прописки.
  3. Предприниматель уже был ранее зарегистрирован как ИП.
  4. С момента объявления ИП банкротом не прошло года, или он не расплатился с кредиторами.
  5. Пакеты бумаг для регистрации подавались в несколько налоговых инспекций одновременно.

Все другие причины, не оговоренные законодательно, можно оспорить в судебном порядке. По решению суда ИП будет сразу зарегистрирован.

После уплаты госпошлины можно приступать к процедуре постановки на учет в налоговую службу.

Законом установлен четкий порядок постановки на учет ИП в контролирующий фискальный орган:

  1. Правильно заполнить и подать заявление о добровольном желании заниматься предпринимательской деятельностью. К заявлению приложить необходимый пакет документов.
  2. Получить документ с отметкой о принятии бумаг на регистрацию.
  3. Явиться через 5 рабочих дней для получения результатов (или получить их через 3 недели почтой).

Заявление подается только по месту прописки. Форма заявления определена законом и имеет строгие инструкции по заполнению. Заявление подается на двустороннем бланке установленного образца. На первой странице указываются: Ф.И.О. и дата рождения; гражданство; место жительства; контактный телефон; виды будущей деятельности согласно статистическим кодам.

Требуемый набор бумаг включает в себя:

  1. Оригинал квитанции об оплате госпошлины.
  2. Копии всех страниц паспорта. Если особа не является гражданином РФ или не имеет гражданства, предоставляются копии других документов, удостоверяющих личность. Несовершеннолетние обязаны подать письменное разрешение родителя или опекуна на осуществление предпринимательской деятельности.
  3. Справка об отсутствии судимости. Это необходимо для тех лиц, которые планируют заниматься деятельностью, связанной с несовершеннолетними, медициной, наукой, социальной сферой.

В налоговой инспекции при постановке на учет возможно получить бесплатную консультацию по поводу выбора системы налогообложения, о существующих отчетах, налогах, порядке их уплаты. Одновременно с регистрацией, можно подать заявление и пакет необходимых документов для перехода на упрощенную систему налогообложения.

Если все нужные документы заполнены верно и поданы в полном объеме, ИП регистрируют, заносят его данные в Единый гос. реестр налогоплательщиков, ставят на учет. Все данные, предоставленные ИП, являются тайной информацией и не подлежат огласке.

Зарегистрированному предпринимателю по истечении 5 рабочих дней выдают документы, подтверждающие его статус:

  1. Свидетельство о регистрации физ. лица как ИП.
  2. Уведомление о постановке на учет в налоговом органе (согласно выписке из Единого гос. реестра).
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  4. Уведомление о постановке на учет в Пенсионном фонде.
  5. Уведомление о присвоении статистических кодов видам деятельности.
Предлагаем ознакомиться:  Типовой договор аренды места под кофе автомат

Если местные налоговые органы не предоставляют услугу по регистрации также в Пенсионном фонде и в Росстате, то это нужно сделать самостоятельно.

ИП регистрируется только по месту жительства, но может осуществлять предпринимательскую деятельность по всей территории РФ. Если регион деятельности не совпадает с адресом прописки, то в течение 10 дней нужно уведомить об этом налоговую службу по месту предпринимательства. Постановка ИП на учет в налоговые органы по месту осуществления деятельности включает в себя подачу документов: заявления; копии паспорта; копий свидетельств о гос. регистрации как ИП и о постановке на учет по прописке.

В случае если изменились личные данные ИП (фамилия, прописка) или адрес осуществления деятельности, то он обязан уведомить об этом налоговые органы в течение 3 рабочих дней.

С момента постановки на налоговый учет индивидуального предпринимателя возникает необходимость подачи налоговой отчетности в контролирующие органы. Также с начала осуществления предпринимательской деятельности появляются налоговые обязательства перед бюджетом. Уплата налогов и подача отчетности предпринимателем осуществляется в соответствии с системой налогообложения, выбранной им при регистрации.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли (дохода) от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляет Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (Инспекции ФНС России и Межрайонные инспекции ФНС России в городах и районах). Сведения о физических лицах, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, включаются в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Индивидуальный предприниматель налоговый учет и место предоставления

Учет ИП – от чего зависит и как вести Давайте попробуем разобраться, как вести отчетность ИП.

Отчетность и налогообложение зависят от выбранной при регистрации системы налогообложения.

Обычно выбор заключается между упрощенной системой налогообложения (УСН) и общей (ОСН).

Некоторые виды деятельности не подпадают под возможность использования УСН, а в некоторых регионах действует единый налог на вмененный доход (ЕНВД), что автоматически делает УСН невозможной.

Запомните: если вы сразу не указали в заявлении систему налогообложения, постановка на учет ИП будет произведена по общей системе, и перейти на УСН вы сможете только в начале следующего года.

Налог с продаж

В соответствии с п.3 ст.20 Закона N 2118-1 индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога с продаж.

Следует отметить, что положения ч.1 — 4 п.3 ст.20 Закона N 2118-1 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 N 2-П. Однако указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г.

Соответственно все законы субъектов РФ о налоге с продаж, основанные на Законе N 2118-1 и воспроизводящие его положения, должны быть также приведены в соответствие с Конституцией РФ и утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г.

Таким образом, Конституционный Суд установил, что п.3 ст.20 Закона N 2118-1 не обеспечивает необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его непроизвольного истолкования законодателями субъектов РФ и правоприменительной практикой.

Однако до принятия соответствующих изменений Закон N 2118-1 и законы субъектов РФ продолжают действовать в том же виде.

В настоящий момент Министерство финансов РФ разработало и внесло в Правительство РФ новый проект закона о налоге с продаж. Соответственно принятие этого нового, соответствующего Конституции РФ закона о налоге с продаж позволит оставить налог в силе с 1 января 2002 г.

Налоговый учет

Как отмечено выше, до принятия нового закона о налоге с продаж и соответствующих законов субъектов РФ п.3 ст.20 Закона N 2118-1 продолжает действовать. В этом случае налогоплательщикам при возникновении споров с налоговыми органами по поводу уплаты налога с продаж следует иметь в виду положение п.7 ст.

Типичным для индивидуальных предпринимателей относительно уплаты налога с продаж является вопрос: следует ли предпринимателю уплачивать налог с продаж в том случае, если он зарегистрирован и стоит на налоговом учете на территории одного субъекта РФ, где переведен на уплату единого налога на вмененный доход, а деятельность осуществляет на территории другого субъекта РФ{q}

В этом случае необходимо обратиться к положениям п.3 ст.20 Закона N 2118-1, согласно которому налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Поэтому предприниматель, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход и осуществляющий деятельность на территории другого субъекта РФ, обязан уплачивать налог с продаж, установленный на соответствующей территории, согласно условиям, указанным в законе субъекта РФ.

Единый социальный налог

В соответствии со ст.235 НК РФ индивидуальный предприниматель является плательщиком единого социального налога (ЕСН).

во-первых, он платит ЕСН в качестве работодателя, производящего выплаты наемным работникам, т.е. ЕСН облагаются выплаты, производимые индивидуальными предпринимателями работникам;

во-вторых, предприниматель является плательщиком ЕСН со своих личных доходов.

Схема оформления ИП

В том случае, если предприниматель переведен на уплату единого налога на вмененный доход, он не является плательщиком единого социального налога как со своих доходов, так и с сумм выплат, производимых наемным работникам (ст.1 Закона N 148-ФЗ).

Практика показывает, что возникают сложности при расчете ЕСН индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (имеющими патент).

В этом случае в соответствии с п.3 ст.236 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Налог для данной категории плательщиков исчисляется налоговым органом с доходов, определяемых расчетным путем исходя из стоимости патента с применением ставки налога на доходы физических лиц, установленных п.1 ст.224 НК РФ.

Например, стоимость патента составляет 50 МРОТ, или 5000 руб.

Для определения дохода необходимо стоимость патента умножить на 100 и разделить на 13.

5000 руб. х 100 : 13 = 38 462 руб.

Таким образом, единый социальный налог исчисляется исходя из суммы дохода, равной 38 462 руб.

Ответственность индивидуального предпринимателя

За нарушение законодательства индивидуальный предприниматель может нести гражданскую ответственность, а также может быть привлечен к налоговой, административной и уголовной ответственности.

Остановимся на налоговой и уголовной ответственности индивидуального предпринимателя.

Налоговая ответственность предусматривается за совершение индивидуальным предпринимателем налоговых правонарушений, перечисленных в ст.ст.116 — 129 НК РФ.

Налоговая ответственность выражается в применении к индивидуальному предпринимателю санкций в виде взыскания в доход государства денежных средств — штрафов в установленных размерах.

Уголовная ответственность предпринимателя является самым суровым видом ответственности, который предусматривает жесткие меры как экономического характера в виде штрафа и конфискации имущества, так и меры, воздействующие на личность преступника (арест, лишение свободы).

Наиболее распространенные составы преступлений указаны в ст.ст.171, 198 УК РФ.

Статья 171 УК РФ — незаконное предпринимательство, то есть осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

За указанное преступление может быть установлено наказание в виде штрафа, обязательных работ, ареста либо лишения свободы.

Статья 198 УК РФ — уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном и особо крупном размере.

Под доходом в крупном размере в данном случае признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ, т.е. в настоящий момент 20 000 руб.

https://www.youtube.com/watch{q}v=Uv-LPoSHaJ8

Доход в особо крупном размере — это доход, сумма которого превышает 500 МРОТ, или 50 000 руб.

Наказание за преступление, предусмотренное ст.198 УК РФ, может быть назначено в виде штрафа, ареста, лишения свободы.

Е.Карсетская

АКДИ «Экономика и жизнь»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector