Формы собственности на земельный участок

Понятие «право собственности на землю»

В теории и практике земельного права под «правом собственности на землю» понимается право, включающее в себя три правомочия – владение, пользование и распоряжение (п. 2 ст. 36 Конституции РФ). Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством.

Классификация видов собственности, их характеристика

Определение 1

Собственность – это взаимоотношения, возникающие между субъектами собственности по вопросам распределения, владения и распоряжения объектом собственности.

Согласно Конституции Российской Федерации, а именно части 2 статьи 9, а также статьями 209-217 Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентируются следующие виды собственности:

  • Частная;
  • Государственная;
  • Собственность органов местного самоуправления.

Граждане имеют право на владение земельными участками на основании не только индивидуальной, но и общей долевой собственности (определенная доля каждого собственника), а также общей совместной собственности (без определения доли каждого участника). На территории субъектов России конкретные формы собственности установлены законодательными нормами и другими нормативно-правовым актами российских субъектов.

Право собственности на землю осуществляется посредством принадлежности конкретным лицам, а также объединениям и группам лиц, то есть посредством форм видов собственности на земельные участки, которые входят в состав земельного фонда Российской Федерации.

В законодательных нормах в отношении субъектного состава различают такие формы земельной собственности, как:

  • Частная собственность – осуществляется исполнением полномочий отдельными гражданами и группам с целью удовлетворения их интересов;
  • Государственная собственность – осуществляется исполнением государственной власти в общественных интересах в целом;
  • Собственность органов местного самоуправления – осуществление властных полномочий органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования;
  • Смешанные формы собственности.

Кроме федеральной собственности существует собственность на землю субъектов Российской Федерации. При установлении многообразия форм земельной собственности, Российская Федерация дает гарантию их равенства перед законом. Различные формы земельной собственности оказывают влияние на отношения в сфере земельного права, способствуя совершенствованию их содержания или препятствию их развитию.

Замечание 1

Стоит отметить тот факт, что к тем отношениям, которые связаны с движением и использованием земельных участков, возможно применение правовых норм гражданского и иного законодательства. Значительное отличие гражданских отношений от земельных заключается в том, что не все земельные участки могут быть проданы в качестве обычного предмета товарного оборота.

Законодательством установлены ограниченные размеры земельных участков, которые находятся во владении одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может изменяться лишь в соответствии с решением исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это также применяется в случае, если объектом сделки выступает земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Замечание 2

При рассмотрении и анализе классификации видов земельной собственности, необходимо отметить, что абсолютных собственников не существует в отношении обычного имущества, так как объемы властных полномочий в отношении использования и распоряжения объектами собственности подлежат ограничению законодательными нормами в общественных, государственных интересах, интересах граждан-собственников и иных лиц.

В сформировавшейся системе отношений собственности следует выделить стабильные и переходные элементы.

Пример 2

Положение о равноправии всех форм собственности и их многообразии является постоянным элементом государственной политики в сфере земельного права; приоритетное положение приватизации земельной собственности является переходным элементом, который направлен на устранение деформаций земельного строя, вызванных монополией исключительной собственности на земельный участок.

Земля страны представляет собой недвижимое имущество, владельцем которого выступает государство. Оно может распоряжаться ею по своему усмотрению. Вся территория разделена на участки. У них есть свои границы, установленные в соответствии с законодательством страны. Нормы предусматривают регистрацию таких наделов в кадастровой палате.

Наделы, которые находятся в государственной собственности, нельзя арендовать, продать, купить. Действующим законодательством допускается изменение разрешенного вида земельного участкам.

При объединении либо разделении наделов, формируются новые границы территории. Они именуются искусственно созданными.

Прежние наделы при этом прекращают свое существование непосредственно после регистрации новых в государственном реестре и получении соответствующих документов.

Вся территория страны разделена на определенные категории по целевому и экономическому признаку. В частности, существуют следующие виды использования земельных участков:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Водный и лесной фонд.
  3. Промышленного назначения.
  4. Земли населенных пунктов, предназначенных для строительства.
  5. Особо охраняемые территории.
  6. Земли запаса.
  7. Территории, входящие в общую долевую собственность, кондоминиум.

Каждый разрешенный вид земельных участков обладает как специальным, так и общим целевым назначением. Разные группы могут быть тесно связаны друг с другом. Они взаимно переплетаются и дополняются, согласно зонированию. Наделы могут быть неделимыми либо делимыми. К последним относят те, которые после зонирования могут образовать несколько участков. Неделимые наделы не могут быть разделены.

Важный момент

Наделы любой формы собственности должны проходить госрегистрацию. После этой процедуры территориям присваиваются уникальные кадастровые номера. Собственник может распоряжаться наделом исключительно в соответствии с целевым назначением. Установление и изменение вида земельного участка осуществляется только по решению органа власти.

К ней относят виды земельных участков, предоставляемых для осуществления с/х деятельности. Как правило, они располагаются за пределами населенных пунктов. В данную категорию входят наделы:

  1. Выделенные для ведения индивидуального хозяйства.
  2. Территории подсобных производств.
  3. Участки, выделенные для пашен, пастбищ, сенокосов, садов и так далее.
  4. Наделы огороднических, садоводческих, дачных обществ.
  5. Территории опытных научных станций.
  6. Особо ценные наделы.

К территории сельхозназначения относят также внутрихозяйственные дороги, угодья, здания, посадки и пр.

Большая часть этих земель находится под природными объектами. В частности, территории водного фонда – это:

  1. Болота.
  2. Ледники.
  3. Водоемы.
  4. Реки.

К ним также относят участки, на которых расположены гидротехнические сооружения. К лесному фонду относят лес и лесное хозяйство.

В нее включены виды земельных участков, предназначенные для:

  1. Строительства объектов промышленного назначения.
  2. Транспортной сети.
  3. Объектов связи.
  4. Оборонных комплексов.
  5. Энергетических учреждений.

Эти территории могут быть в государственной, коммунальной либо частной собственности.

Поселения

Виды земельных участков, включенные в данную группу, предназначены для развития и застройки городов и сел. Территории поселений разделены на зоны. Их границы утверждаются или изменяются органами местной власти.

Населенные пункты включают в себя земли инженерных, общественных, жилых и прочих инфраструктур. Надел может относиться только к одной зоне. Территории общего использования, которые отводятся для площадей, улиц, дорог, водоемов, скверов и пр., не могут быть приватизированы.

При этом они могут относиться к различным зонам. Границы городов и прочих населенных пунктов отделяют их от прочих участков.

К ним относят виды земельных участков, представляющих историческую и культурную ценность. ФЗ не допускается эксплуатация этих территорий, кроме как по целевому назначению. К данной категории относят:

  • Заповедники и заказники.
  • Ботанические сады.
  • Природные и национальные парки.
  • Прочие объекты, представляющие достояние страны.

Эти категории относятся к землям поселений. Регулирование отношений с такими наделами осуществляется ФЗ №66. Его нормами устанавливается три категории юридических лиц, которые могут быть созданы гражданами для реализации прав:

  1. Некоммерческие объединения.
  2. Потребительские кооперативы.
  3. Садово-огороднические и дачные товарищества некоммерческого типа.

В последнем случае имущество, которое формируется за счет взносов всех членов, является их общей собственностью. Участники потребительского кооператива объединяют паи. Таким образом, они создают общее имущество. Собственником самого кооператива является юрлицо.

Имущество, которое сформировано взносами членов некоммерческого объединения, также принадлежит юридическому лицу. Граждане, которые ведут дачное и садово-огородническое хозяйство, могут пользоваться инфраструктурой и материальными ценностями кооператива.

Предлагаем ознакомиться:  Вывоз мусора без договора

При этом может устанавливаться определенная плата, оформленная письменно.

ФЗ № 66 регламентирует порядок предоставления, зонирования земель, предназначенных для дачного и садово-огороднического использования. Нормами также устанавливаются правила формирования некоммерческих объединений.

В Законе отражены принципы регулирования и управления, установлены обязанности и права участников, специфика приватизации наделов.

ФЗ не допускает изменения целевого назначения и вида использования указанных земель при осуществлении сделок с ними.

Все виды прав на земельные участки могут рассматриваться с двух позиций. Они могут выступать в качестве юридических фактов. В соответствии с ними возникают права обладания участком.

Они также рассматриваются как комплекс возможностей, касающихся распоряжения, владения и эксплуатации территорий. Данные позиции тесно связаны.

Основание правообладания устанавливает рамки правомочий, а они, в свою очередь, зависят от оснований, по которым гражданам принадлежит тот или иной надел.

Основные категории

Существуют следующие виды прав на земельные участки:

  1. Собственность.
  2. Владение.
  3. Распоряжение.
  4. Пользование.

Виды и формы земельной собственности

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в России устанавливаются: частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) в ст. 5 определены участники земельных отношений (к которым относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования). По субъектному составу (согласно ст. 212 ГК РФ) различаются следу­ющие формы земельной собственности:

  • частная собственность – осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;
  • государственная собственность – реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества;
  • муниципальная собственность – реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;
  • иные формы собственности – смешанные.

До недавнего времени широко использовалось понятие «Коллективно-долевая собственность на землю». Сегодня отечественное законодательство не предусматривает такой формы общей собственности. В том числе и применительно к земельным правоотношениям. Однако до сих пор в собственности граждан осталось значительное количество участков, полученных на основании положений статей ЗК РСФСР. Фактически, данная форма общей собственности по большинству признаков совпадает с современным правом общей совместной собственности.

Процесс разделения и определение местонахождения земельного участка

К собственности гражданских и юридических лиц, то есть частной собственности, относятся земельные участки, которые были приобретены гражданскими и юридическими лицами по предусмотренным российским законодательством основаниям. Гражданские и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земли в собственность.

Земельные участки, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, могут быть предоставлены в собственность гражданских и юридических лиц, кроме тех земельных участков, которые согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и федеральным законодательным актам не могут находиться в частной собственности.

Иностранные лица, а также лица без гражданства и иностранные юридические лица не имеют права владеть земельными участками, которые находятся на приграничных территориях, перечень которых регламентируется Президентом Российской Федерации согласно федеральному законодательству о Государственной границе РФ, а также на других установленных территориях России в соответствии с федеральными законодательными нормами.

Замечание 3

Необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 20 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки не предоставляются гражданским лицам в бессрочное пользование

Право бессрочного пользования земельными участками, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, возникает у граждан или юридических лиц до момента вступления в силу нового Кодекса Российской Федерации и сохраняется за ними. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность гражданских или юридических лиц за определенную денежную сумму.

Пример 3

Граждане с тремя и более детьми вправе приобрести земельный участок бесплатно, в частности для индивидуального строительства, которые находятся в государственной собственности без торгов и предварительного согласования места расположения объектов в тех случаях, которые устанавливаются законодательными нормами субъектов Российской Федерации.

Земля, находящаяся в собственности государства или органов местного самоуправления, на которых расположены здания, строения и сооружения, относящиеся к собственности общественных организаций инвалидов и организаций, учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов на момент вступления в действия нового Земельного Кодекса РФ, предоставляются во владение вышеуказанных организаций на бесплатной основе.

Религиозные организации, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках государственной и муниципальной собственности, предоставляются бесплатно; организации, во владении которых находятся земельные участки государственной собственности на праве безвозмездного пользования, получают данные участки на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица получают земельные участки в собственность за установленную Земельным Кодексом плату согласно статье 28 указанного Кодекса.

Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также гражданам без гражданства, у которых в уставном капитале доля составляет более 50%, предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения лишь на правах аренды.

Согласно статьям 15-24 Кодекса, права на земельные участки могут возникать по основаниям, которые регламентируются гражданским законодательством, федеральными законодательными актами, и подлежат обязательной государственной регистрации согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Процесс государственной регистрации сделок, связанных с земельными участками, является обязательным в установленных законодательством случаях.

Вывод 2

Предоставление земельных участков в пользование гражданским и юридическим лицам из земель государственной или муниципальной собственности, выполняется в соответствии с решениями исполнительных органов государственной власти или муниципальных органов, которые обладают правом предоставления соответствующих земельных участков в рамках их компетенции согласно статьям 9-11 Земельного Кодекса России.

Максимальные и минимальные размеры земельных участков, которые предоставляются гражданам в собственность для ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, установлены законодательными нормами субъектов Российской Федерации; а для ведения подсобного хозяйства и индивидуального строительства – нормативно-правовыми актами муниципальных органов. Максимальные размеры земельных участков, которые предоставляются гражданам бесплатно, для установленных пунктом 11 целей установлены:

  • Из земель федеральной собственности – федеральными законодательными нормами;
  • Из земель российских субъектов – законами субъектов РФ;
  • Из земель муниципальной собственности – нормативно-правовыми актами муниципальных органов.

Для тех целей, которые не устанавливаются пунктом 11 Земельного Кодекса, размеры участков установлены согласно утвержденным нормам отвода земель для осуществления конкретных видов деятельности или на основании правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации

Гражданские и юридические лица, в собственности, бесплатном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых имеются здания, сооружения на земельных участках государственной или муниципальной собственности, получают права собственности на данные земельные участки согласно статье 36 Земельного Кодекса.

Право на приватизацию земельных участков или приобретение прав аренды земельных участков имеют гражданские и юридические лица – владельцы зданий, сооружений в том порядке и на тех условиях, которые устанавливаются Кодексом РФ, федеральными актами. Юридические и гражданские лица реализует предоставленные им права на земельные участки на свое усмотрение, если иное не устанавливается Земельным Кодексом и федеральными законодательными актами.

Владелец земельного участка вправе:

  • Распоряжаться находящимися на земельном участке полезными ископаемыми, пресными подземными водами, прудами, обводненным карьерами согласно законодательству Российской Федерации;
  • Строить жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания согласно целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию с соблюдением требований градостроительных регламентов, а также строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, нормативов;
  • Осуществлять оросительные, осушительные и культурно-технические мелиоративные работы, а также строить пруды и другие водные объекты согласно установленным законодательными нормами экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и другим специальным требованиям;
  • Реализовывать иные права на распоряжение земельным участком в соответствии с законодательством.
Предлагаем ознакомиться:  Возможна ли переуступка права аренды земельного участка
Замечание 4

Помимо вышеуказанных прав, владелец земельного участка может осуществлять посев и посадку сельскохозяйственных культур, имеет право на полученную сельскохозяйственную продукцию и прибыль от ее реализации, кроме тех случаев, когда владельцем сдается участок в аренду, бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение бесплатное срочное пользование (стать4я 40 Земельного Кодекса).

В случае отказа гражданина от права на земельный участок (при подаче соответствующего заявления об отказе), действие соответствующего права не

прекращается. При возникновении такой ситуации данный земельный участок обретает правовой режим бесхозяйственного недвижимого имущества, порядок прекращения которого установлен нормами гражданского законодательства.

Общая собственность на земельный участок, ее особенности

Данный вид собственности относится к разновидностям частной собственности, для которой является характерным многообразие субъектов права собственности, именуемые участниками общей собственности. Она распространяется на имущество, разделение которой невозможно без изменения ее целевого назначения. Недопустимость может быть установлена на основании законодательных норм.

Пример 4

Собственность на земельный участок членов крестьянского фермерского хозяйства является совместной. Члены такого хозяйства своим соглашением имеют право перейти в общую долевую собственность лишь в тех случаях, когда это допускается законом.

В общую долевую собственность могут передаваться земли коллективного хозяйства, иных кооперативных предприятий сельскохозяйственной деятельности, а также акционерных и других хозяйственных предприятий; земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

Также могут быть переданы в собственность гражданских лиц сельскохозяйственных угодья в границах среднерайонной номы безвозмездной передачи земли в пользование, умноженной на количество работников конкретного хозяйства. Остальные угодья передаются в фонд перераспределения земель для предоставления на основании конкурса членам сельскохозяйственного предприятия, а также иным гражданским и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей.

При общей собственности член фермерского хозяйства при выходе из него может получить лишь денежное возмещение стоимости части земельного участка и средств производства в отличие от долевой собственности, при которой замена доли денежной компенсации без согласия владельца является лишь исключением.

Если размер участков долевой собственности на землю не определяется на основании законодательных норм и не устанавливается соглашением всех ее членов, то доли на земельный участок являются равными. На основании соглашения всех членов долевой собственности устанавливается порядок определения и изменения их доли на землю в зависимости от вклада каждого в покупку и освоение общего земельного участка.

Общая собственность (долевая и совместная)

Собственность является одним из видов вещных прав и подразумевает исключительное право субъекта на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом. Регулирование правоотношений собственности на землю осуществляется в рамках гражданского и земельного законодательства. ГК РФ устанавливает общие правила приобретения прав на объекты недвижимости, к которым относится также и земля. ЗК РФ помимо общих принципов регулирования права собственности содержит гл. III «Собственность на землю» и гл. V «Возникновение прав на землю».

Индивидуальная форма собственности на землю подразумевает, что весь комплекс полномочий в отношении участка осуществляет одно лицо – правообладатель. Единственным ограничением для реализации правомочий в таком случае являются только требования законодательства.

Общая собственность на землю характеризуется наличием двух и более собственников на один объект. Реализация права собственности в таком случае зависит не только от требований законодательства, но и учитывает волю остальных собственников.

— долевая собственность– с выделением в едином объекте конкретных долей для каждого собственника;

— совместная собственность – без выделения таких долей в едином объекте.

Распоряжение собственностью в каждой из указанных форм имеет свои особенности. Определение долей в праве долевой собственности осуществляется на основании положений ст. 245 ГК РФ.

Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется на основании ст. 246 и 247 ГК РФ. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею каким-либо иным образом.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников, а в случае невозможности достичь согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними (ст. 248 ГК РФ). Статья 249 ГК РФ предусматривает, что каждый участник долевой собственности обязан со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности. Совместная собственность на землю не подразумевает выделение долей для каждого из собственников. Поэтому ст. 253 ГК РФ устанавливает общий режим владения и пользования участком, принадлежащим на праве совместной собственности.

Для реализации права распоряжения участков в таком случае требуется согласе всех собственников. Также ст. 253 ГК РФ предусматривает, что при совместной собственности правообладатели могут изменить ее правовой статус и определить долевую собственность с выделением долей для каждого собственника. При отсутствии согласия всех собственников этот вопрос может решаться в судебном порядке.

Долевая собственность на земельный участок

Долевая собственность на участок земли подразумевает наличие у каждого собственника конкретно определенной доли в общем имуществе.

Размер такой доли, а также ее индивидуальные характеристики, входят в состав сведений учета прав на недвижимое имущество, а земельная доля может выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельной единицы.

Для распоряжения правом при долевой собственности законом установлен особый порядок. Так, ст. 250 ГК РФ предусматривает преимущественное право выкупа доли у собственника, который заявил о ее продаже. При этом цена и условия выкупа не должны отличаться от предложения, которое инициатор продажи предложил сторонним покупателям. Для принятия решения о преимущественном праве выкупа доли у собственников есть один месяц с даты получения уведомления о продаже.

Каждый из участников долевой собственности может потребовать выдел своей доли в натуре. Выдел происходит посредством процедуры раздела исходного земельного участка с образованием новых участков. Ограничение такого права допускается только при неделимости участка (в таком случае вместо выдела в натуре собственник имеет право на получение от остальных дольщиков компенсации за свою долю).

Коллективно-долевая собственность на землю

Как уже отмечалось, на современном этапе развития отечественное законодательство не предусматривает такой формы общей собственности, как коллективно-долевая, хотя в собственности граждан осталось значительное количество земельных участков, полученных на основании положений статей ЗК РСФСР 1991 г. №1103-1 (в частности, ст.

В коллективно-долевую собственность, как правило, оформлялись участки для ведения садоводства и иных аналогичных видов целевого назначения, а также земель общего пользования в товариществах садоводов. При передаче этих участков в собственность владельцев устанавливалась коллективно-долевая собственность, так как иные правовые конструкции на тот момент отсутствовали. В таких случаях конкретный собственник участков не устанавливался, в качестве собственника выступала группа (коллектив) граждан.

Предлагаем ознакомиться:  Лишение родительских прав отца за неуплату алиментов в России в 2019 году – основания, порядок действий, необходимые документы и образец иска

ЗК РФ предусматривает, что права и правоотношения, возникшие до его введение в действие, сохраняют свою юридическую силу. Эта норма позволяет собственникам переоформлять право коллективно-долевой собственности на одну из ныне действующих форм без ограничения по времени.

Существуют следующие варианты распоряжения правом коллективно-долевой собственности:

  • перевод коллективной собственности в общую долевую. В этом случае в едином объекте (участке земли) оформляются доли каждого собственника, которыми он сможет распоряжаться по общим основаниям;
  • перевод коллективной собственности в общую совместную. В данном случае устаревшая правовая форма меняется на действующую – общую совместную собственность без выделения долей.

Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства

В соответствии со ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В п. 2 данной статьи отмечено, что в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними (п. 3 ст. 257 ГК РФ).

https://www.youtube.com/watch{q}v=fPHx8ITlAHw

Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйстваосуществляется на основании ст. 258 ГК РФ. Так, при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. 252 и 254 ГК РФ.

Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК и ЗК РФ. Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.

Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства определяется  ст. 259 ГК РФ. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Глава 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» рассматривает не только общие положения о праве собственности на землю, но и регламентирует отдельные вопросы. Так, ст. 262 данного Кодекса «Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок» закрепляет следующее: «Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства

В соответствии со ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В п. 2 данной статьи отмечено, что в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Субъект и объект

Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:

  1. использование земель только по целевому назначению;
  2. ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
  3. сохранение окружающей экологии;
  4. соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.

Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.

Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:

  1. лесные и водные территории;
  2. места складирования отходов;
  3. места добычи природных ископаемых;
  4. заповедники;
  5. особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.

Этот перечень не является исчерпывающим и охватывает все типы земель, которые допускают использования только со стороны субъекта владения.

Возникновение и прекращение обозначенных объектов основано на принятии правительственных Постановлений и государственных актов, которыми регулируется распоряжение территорией массивов. Опирается на проведение процедуры регистрации, в результате которой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносятся сведения о правообладателе, на основании Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г.

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Публичная и федеральная собственность на землю

Государство РФ выступает в роли публично-правового образования, когда действует в интересах конкретных групп населения, участвуя в распределении жизненно необходимых ресурсов между гражданами РФ. К таким ресурсам относятся и земельные массивы, которые допускается перевести в частный фонд только с согласия изначального собственника – государства.

Что такое публичная форма собственности земельного участка{q} Это форма собственности при которой земля принадлежит государству.

В то же время государственная система – механизм управления правовыми основами всех социальных процессов и явлений. Это даёт ему основания выступать в роли федеральной власти, автономно распоряжающейся ресурсом, не допускающим отчуждения в частные руки. К числу таковых относятся земли, которые недопустимо передавать в собственность отдельным гражданам и юридическим лицам по ряду причин.

Государственные земли закреплены за региональными властями, которые ведут управление таковыми, являясь продолжением политической и экономической цепочки Верховной власти РФ. Здесь так же происходит соразмерное, установленное законодательством разделение:

  1. на Субъект РФ;
  2. органы местного самообразования.

Региональные субъекты непосредственно взаимодействуют с системой федеральной власти, исполняя решения, принятые в области земельного законодательства (ст. 214 ГК РФ). В их ведении остаются неотчуждаемые массивы и участки земель, выполняющие соответствующие функции в интересах государственной системы.

Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципалитеты приобретают право самостоятельного распоряжения вверенными земельными массивами, выступая в роли публичных образований регионального значения (ст. 215 ГК РФ).

Они получают в ответственное распоряжение территории, которые допускают передачи в собственность частным лицам. По преимуществу такое распоряжение осуществляется комиссионно, на публичных слушаниях, которые организовываются в соответствии с установленным административным регламентом.

Так же – муниципалитеты распоряжаются правом аренды и иными полномочиями, имеющими публичный характер, то есть связанный с исполнением интересов населения. Для них устанавливаются нормативы правоспособности, на основании которых допускается принятие решений, связанных с земельным ресурсом региона. Государство передаёт муниципалитетам право распоряжения региональными землями, посредством регулирования юридических процессов местными законодательными нормативами и актами, принимаемыми на административном уровне.

Нюансы оформления описаны в

этом материале

, но если вам необходим алгоритм признания права собственности на землю в суде —

читайте эту статью

.

О свидетельстве мы рассказываем тут.

https://www.youtube.com/watch{q}v=A_-bevEEjVM

Правоспособность субъекта устанавливается посредством внесённых в ГКН сведений о проведении юридических границ между территориями регионов. А так же – о статусе собственника государственных земель. Теперь вы знаете о праве собственности на землю, формы прав и многие другие нюансы касающиеся данной темы. Мы надеемся что наш материал был полезен вам!

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector