Договор между теплоснабжающей и теплосетевой организацией

Оглавление

Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее — единая теплоснабжающая организация) – это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения.

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.

Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства.

Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.

Определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями.

Лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Предлагаем ознакомиться:  Образец трудового договора согласно отработанному времени

Следует отметить, что оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных законодательством.

Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.

Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель могут быть диф-ференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности пере-дачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения.

Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), тепло-носителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

  •  договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема та-ких поставок;

  • долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

Потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

  • 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;

  • оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заключенным с едиными теплоснабжающими организациями.

При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими организациями обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, не имеющих неисполненных обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

  • прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;

  • выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

  • возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;

  • наличие обращения потребителя о введении ограничения;

  • иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

Договор между теплоснабжающей и теплосетевой организацией

Бездоговорное потребление тепловой энергии – это потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений законодательства.

  • АНО УИЦ «Энергобезопасность и экспертиза» 2010 г

  • Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается в случае, если потребитель не потребляет тепловую энергию, но не осуществил отсоединение принадлежащих ему теплопотребляющих установок от тепловой сети в целях сохранения возможности возобновить потребление тепловой энергии при возникновении такой необходимости.

  • Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности подлежит регулированию для отдельных категорий социально значимых потребителей, перечень которых определяется основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

  • Для иных категорий потребителей тепловой энергии плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности не регулируется и устанавливается соглашением сторон.

  • 1) максимальная величина мощности тепловых сетей, с распределением указанной величины мощности по каждой точке присоединения к теплопотребляющим установкам или тепловым сетям потребителей (далее — точка присоединения);

  • 2) заявленная величина мощности, в пределах которой ТСО принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

  • 3) ответственность ТСО и ТСнО организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, определяемая границей балансовой принадлежности и фиксируемая в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (приложениях к такому договору);

  • 4) обязательства сторон по оборудованию точек присоединения приборами учета и обеспечению их работоспособности

  • 5) расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей;

  • 6) порядок обеспечения доступа сторон договора или, по взаимной договоренности, другой организации к тепловым сетям и приборам учета;

  • 7) порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

  • 8) порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям;

  • 9) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

  • Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

  • 1) отсутствие в точках учета приборов учета;

  • 2) неисправность приборов учета;

  • 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

  • Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются.

  • Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые должны содержать, в частности:

  • 1) требования к приборам учета;

  • 2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения;

  • 3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем;

  • 4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

Договор теплоснабжения

Теплоснабжение – это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Тепловая энергия – это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

Субъектами теплоснабжения являются потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация, единая теплоснабжающая организация.

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее — единая теплоснабжающая организация) — теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Теплоснабжающая организация — организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Потребитель тепловой энергии — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Теплосетевая организация — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

Договор между теплоснабжающей и теплосетевой организацией

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее — технические условия).

Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен содержать следующие существенные условия:

  • договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;

  • величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

  • сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;

  • ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;

  • ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

  • обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

  • порядок расчетов по договору;

  • порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;

  • объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;

  • объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду на-грузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).

К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.

Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

  • полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

  • место нахождения организации (место жительства физического лица);

  • место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

  • тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

  • договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

  • срок действия договора;

  • сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

  • сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

  • расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

  • банковские реквизиты;

  • сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

Предлагаем ознакомиться:  Образец как в договоре прописать изготовление изделий из материалов заказчика

 К заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

  • удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

  • договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

  • устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

  • документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

  • разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

  • акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Отметим, что в качестве документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок заявителя в установленном порядке к системе теплоснабжения, используются выданные акты о подключении, присоединении, технические условия с отметкой об их исполнении, наряды-допуски теплоснабжающих организаций.

Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения.

В случае отсутствия в заявке сведений или документов, необходимых для заключения договора теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения таких документов направить заявителю предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов. Необходимые сведения и документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Датой поступления заявки считается дата представления сведений и документов в полном объеме.

Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора.

Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта договора обязан подписать договор и 1 экземпляр договора направить единой теплоснабжающей организации.

В случае непредставления заявителем сведений или документов, необходимых для заключения договора теплоснабжения, или несоответствия заявки условиям подключения к тепловым сетям единая теплоснабжающая организация обязана по истечении 30 дней со дня направления заявителю предложения о представлении необходимых сведений и документов в письменной форме уведомить заявителя об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин такого отказа.

Договор между теплоснабжающей и теплосетевой организацией

Договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях.

  • Определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

  • Лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями.

  • Лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

  • Единая ТСнО и ТСнО, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

  • Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

  • Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

  • В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления должен в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить ТСО или ТСнО которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

  • должен определять:

  • 1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;

  • 2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;

  • 3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;

  • 4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;

  • должен определять:

  • 5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

  • 6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

  • 7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Договор теплоснабжения

Елисеев Иван Сергеевич

Елисеев Иван Сергеевич
Не работает

Федеральный закон «О теплоснабжении» 27 июля 2010 года №190-ФЗ (далее 190-ФЗ или Закон) внес довольно большое количество изменений как в систему регулирования (управления) теплоэнергетикой, так и в структуру договорных отношений. На последнем моменте и хотелось бы остановиться поподробнее в настоящем очерке, кратко прокомментирововав договорные новеллы закона с точки зрения эксперта, практикующего юридические услуги в области ЖКХ и энергетики.

Система законодательства, регулирующего снабжение тепловой энергией, состоит на данный момент из 190-ФЗ, ГК РФ, и подзаконных актов, часть из которых, согласно Закону, «канет в Лету», а другая часть, причем большая, появится на свет и, несомненно, «удивит» субъекты теплоэнергетики.

Какие же новеллы 190-ФЗ являются наиболее судьбоносными?

Потребитель должен урегулировать отношения по теплоснабжению своих объектов только с одной организацией — теплоснабжающей. Согласно Закону, это владелец источника тепловой энергии и/или тепловых сетей, который выработанную или приобретенную тепловую энергию поставляет потребителю.

Потребителя теперь не должно заботить урегулирование отношений по передаче тепловой энергии до его объектов с теплосетевыми организациями, занимающимися исключительно транспортировкой энергии, — это обязанность теплоснабжающей организации, с которой заключен договор теплоснабжения.

Договор между теплоснабжающей и теплосетевой организацией

Последствия этого нововведения для потребителя можно описать довольно просто: он больше не должен заключать трехсторонний договор (одновременно с владельцем источника тепла и с владельцем сетей) или два договора — на поставку энергии и на передачу энергии, что практиковалось и практикуется по настоящий момент. Ответственность за надежность и качество снабжения потребителя несет только один субъект — теплоснабжающая организация.

Однако если до вступления в силу Закона потребитель уже заключил трехсторонний договор, то он будет вынужден работать по нему до момента заключения договора энергоснабжения согласно 190-ФЗ.

Если раньше все договорные отношения приходилось вписывать в существующий параграф 6 главы 30 ГК РФ полностью, то сейчас Закон прямо выделил самостоятельные договоры:

  • договор об оказании услуг по передаче тепловой энергии (заключается только между теплоснабжающей и теплосетевой организацией),
  • договор на поставку тепловой энергии (заключается между теплоснабжающими организациями для поставки энергии потребителям, либо между теплоснабжающими организациями друг с другом, либо между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями для компенсации потерь энергии в тепловых сетях).

Самый главный вопрос, который следует задать для определения природы этих отношений, заключается в следующем: какие конструкции ГК РФ распространятся на данные договоры? Например, если договор поставки тепловой энергии — самостоятельный вид договора купли-продажи, отличный от договора энергоснабжения, а договор на оказание услуг по передаче — самостоятельный вид договора возмездного оказания услуг, также отличный от договора энергоснабжения, то нормы об ответственности поставщика или исполнителя услуг будут общие, как для любого предпринимателя: возмещай реальный ущерб и упущенную выгоду, отвечай даже при отсутствии вины.

Выразилось это в том, что отсутствие возможности подключить объект к тепловой сети не является теперь безусловным основанием для отказа от выдачи технических условий и заключения договора на подключение. Для теплоснабжающей или теплосетевой организации это означает необходимость инициировать процесс изменения схемы теплоснабжения муниципалитета [1] и изменения своей инвестиционной программы — либо, если изменение невозможно, реализацию иных вариантов подключения при их наличии.

В этом случае плата за подключение к сетям теплоснабжения рассчитывается индивидуально и не включает в себя расходы на развитие существующих сетей теплоснабжающей или теплосетевой организации.

Самое важное: Закон четко определил, что плата за подключение только регулируемая.

Согласно действующему на настоящий момент п.14 Правил заключения и исполнения публичных договоров на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, плата по ним в ряде случаев может определяться по соглашению сторон.

Всеми перечисленными положениями, за исключением возможности изменить схему теплоснабжения [2], согласно 190-ФЗ возможно будет воспользоваться с 2011 года.

Если раньше положение потребителя, запитанного от сетей другого потребителя, было зависимым и от воли этого другого потребителя, и от воли теплоснабжающей организации, то сейчас субабонент, вне зависимости от согласия основного потребителя, вправе заключить договор теплоснабжения с теплоснабжающей организацией и даже более того — понудить к заключению договора.

В случае заключения указанного договора, основной потребитель не вправе препятствовать перетоку тепловой энергии субабоненту по своим сетям, но если он хочет получить справедливую компенсацию за свои услуги, то должен обратиться в регулирующий орган для установления тарифа на передачу тепловой энергии.

Если согласно ФЗ «Об электроэнергетике» за бесхозяйный объект отвечает тот, к кому он присоединен, то по 190-ФЗ за него будет отвечать та организация, которую определит орган местного самоуправления и от которой запитан объект, либо единая теплоснабжающая организация [3].

Это допускается в следующих случаях:

  • Стороной по договору должен быть потребитель, владелец объекта, введенного в эксплуатацию в 2010 году, срок договора более 1 года, при этом иные потребители не должны получать в результате заключения таких договоров повышение тарифов, кроме того, существует возможность снабжения таких потребителей у соответствующей теплоснабжающей организации.
  • Отмена регулирования тарифов соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  • Повышение производимой мощности источников тепловой энергии и/или пропускной способности сетей за счет любых источников, кроме платы за подключение, тарифов в сфере теплоснабжения и бюджетных средств. В этом случае допускается, в том числе, и свободное ценообразование на услуги по передаче энергии, однако регулирующий орган субъекта должен согласовать величину прироста.

В заключение хотелось бы отметить в целом положительную направленность изменений, закрепленных в 190-ФЗ, особенно для потребителей тепловой энергии. Однако Закон преподнес и ряд изменений, которые вряд ли порадуют последних: например, введение платы за поддержание резервной мощности в том случае, если потребитель не потребляет энергию, но и не отключается от сети. При этом такая плата для большинства потребителей будет нерегулируемая, что само по себе принципиально опасно для них.

[1] Документ принципиально важен как для развития систем теплоснабжения соответствующего поселения, так и для определения обязательств субъектов теплоэнергетики.

Предлагаем ознакомиться:  Трудовой договор на неопределенный срок

[2] По Закону схемы должны появиться до конца 2011.

[3] По статусу — аналог Гарантирующего поставщика в электроэнергетике (должна заключать со всяким и каждым договор теплоснабжения).

недвижимость, подключение к инженерным сетям, энергетика

  • Подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим ФЗ и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

  • Подключение осуществляется на основании договора на подключение к системе теплоснабжения (далее также — договор на подключение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

  • При наличии технической возможности

  • При отсутствии технической возможности, но при наличии инвестиционной программы

  • При отсутствии технической возможности и инвестиционной программы

  • должны содержать:

  • 1) существенные условия договора теплоснабжения;

  • 2) порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в пределах одной системы теплоснабжения;

  • 3) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

  • 4) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям

  • должны содержать:

  • 5) существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии;

  • 6) порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат двум и более лицам или используются ими;

  • 7) порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии;

  • 8) особенности организации теплоснабжения при наличии возможности управления потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, в которой источники тепловой энергии принадлежат на праве собственности или ином законном основании трем и более лицам.

(с изменениями на 22 мая 2019 года)

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 8 августа 2012 года N 808

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

Правила организации теплоснабжения

I. Общие положения

«акт разграничения балансовой принадлежности» — документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании;

«акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон» — документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;

«граница балансовой принадлежности» — линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании;

«граница эксплуатационной ответственности» — линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения — определяемая по границе балансовой принадлежности;

«емкость тепловых сетей» — произведение протяженности всех тепловых сетей, принадлежащих организации на праве собственности или ином законном основании, на средневзвешенную площадь поперечного сечения данных тепловых сетей;

«зона (зоны) деятельности единой теплоснабжающей организации» — одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых единая теплоснабжающая организация обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии;(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 года N 405.

«конденсат» — продукт конденсации парообразного теплоносителя после его использования потребителем тепловой энергии;

«рабочая мощность источника тепловой энергии» — средняя приведенная часовая мощность источника тепловой энергии, определяемая по фактическому полезному отпуску источника тепловой энергии за последние 3 года работы;

«точка передачи» — место физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (или тепловых сетей единой теплоснабжающей организации) с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплосетевой организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя;

«точка поставки» — место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети;

«точка приема» — место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 июня 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2019 года N 637.

3. Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением:федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее — федеральный орган исполнительной власти), — в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс.

человек и более, а также городов федерального значения;главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа — в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек;главы местной администрации муниципального района — в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 года N 405.

4. В проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения.

В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 года N 405.

5. Для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности.

К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа.

Заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не может быть отозвана или изменена (за исключением случая наступления обстоятельств непреодолимой силы).Сбор заявок на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не осуществляется:в случае размещения в установленном порядке органами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, проекта актуализированной схемы теплоснабжения;

в случае изменения границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, не влекущих за собой возникновение новой зоны (новых зон) деятельности единой теплоснабжающей организации;в случаях, указанных в пунктах 14 и 28 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г.

5_1. Орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить сведения о принятых заявках на официальном сайте соответственно поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органов исполнительной власти городов федерального значения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальные сайты).

В случае если отсутствует возможность размещения соответствующей информации на официальных сайтах поселения, городского округа, необходимая информация размещается на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее поселение, городской округ. Информация поселений, входящих в муниципальный район, размещается на официальном сайте этого муниципального района.(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 года N 405)

6. В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу.

В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается в соответствии с пунктами 7-10 настоящих Правил.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 года N 405.

7. Критериями присвоения статуса единой теплоснабжающей организации являются:(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2019 года N 637.

владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;

размер собственного капитала;

способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

Подключение к системе теплоснабжения

  • Плата за подключение к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения, определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

  • Плата за подключение к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.

  • Плата за подключение к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой ТСнО или ТСО, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы РФ.

  • Плата за подключение к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Прав. РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector